Решение от 10.01.2018 по делу № 2-10/2018 (2-216/2017;) от 08.11.2017

Дело № 2-10/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2018 года              г. Любим

Любимский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Рябкова А.В.,

с участием истца Тебеньковой М.А.

представителя ответчика Управления социальной защиты населения и труда Администрации Любимского МР ЯО Гусевой М.А.

при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по исковому заявлению Тебеньковой М.А. к Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Любимского муниципального района Ярославской области о взыскании денежных сумм по подлежащей начислению социальной выплате,

у с т а н о в и л:

Тебенькова М.А. обратилась с учетом последующих уточнений в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Любимского МР ЯО о взыскании денежных сумм по подлежащей начислению социальной выплате на приобретение лекарственных препаратов как малоимущей, находящейся в тяжелой жизненной ситуации в сумме 8438 рублей.

    В обоснование уточненных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Управление социальной защиты населения и труда Администрации Любимского МР ЯО с заявлением об оказании социальной помощи в виде возмещения расходов на приобретение лекарственных средств. Решением ответчика в оказании помощи было отказано со ссылкой на то, что заявленные к оплате гомеопатические средства не входят в Государственный реестр лекарственных средств. Между тем, часть заявленных средств входила в список лекарственных препаратов, в связи с чем отказ в предоставлении государственной услуги был незаконен, что было подтверждено прокуратурой Любимского района.

Истец имеет заболевания – эпилепсия средней тяжести, вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь 2 ст. А., остеохондроз позвоночника, аллергия, состоит под наблюдением у врача-гомеопата в ООО «Флора-Фарм».

В период с мая 2916 года по май 2917 года ею были понесены расходы на приобретение лекарственных препаратов на сумму более 16876 рублей. По Закону «О государственной социальной помощи» как малоимущая имеет право на получение социальной помощи в размере 50% от размера затрат, понесенных на приобретение лекарственных препаратов.

Приказом Минздравсоцразвития от 18.09.2006 года № 665 утвержден Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствие со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Приобретенные лекарственные препараты – Артромил-Эдас 919, Мемория, Церебрум композитум, Траумель, Билобил, Дискус композитум, Мукоза композитум, Пирантел Целестодерм, Аммоксицилин, Покулюс, приобретенные по назначению ООО «Флора-Фарм» и лекарственный препарат кортекстун, назначенный врачом неврологом Любимской ЦРБ, входят в Перечень, подлежало компенсации 8438 рублей.

В судебном заседании истицей уточненные исковые требования были поддержаны частично, уточнена заявленная к взысканию сумма, а именно, в соответствие с произведенным истцом расчетом затраты на лекарственные препараты с учетом скидок составили в общей сумме 13527, 47 рублей, и, соответственно, компенсации подлежит сумма в 6763, 73 рублей. Дополнительно истицей пояснено, что фактически имели место три случая обращения к ответчику по поводу оказания социальной помощи. Первое обращение имело место в январе 2017 года, решением ответчика было отказано в оказании социальной помощи, поскольку не были предоставлены надлежащей формы рецепты на лекарственные препараты, кроме того, по мнению ответчика все препараты не входили в Перечень, и не было предоставлено сведений о доходах супруга за предыдущие 3 месяца, а именно, не было сведений о доходах за октябрь 2016 года, поскольку супруг в это время не работал и не состоял на учете в ЦЗН. Второе обращение имело место в мае 2017 года, вновь было отказано в оказании помощи с той же ссылкой на то, что препараты не входят в перечень, и не предоставлены рецепты надлежащей формы, кроме того, потребовались справки о лечебных учреждениях, назначивших препараты. Затем имело место обращение в октябре 2017 года, так же было отказано, поскольку вновь не смогла предоставить сведения о доходах супруга. Считает, что работник ответчика ненадлежащим образом при первом обращении не разъяснила порядок получения помощи и перечень всех необходимых документов, что и явилось причиной непредставления полного пакета документов. Просит удовлетворить поддержанные в заседании требования.

Представитель ответчика исковые требования не признала, в заседаниях пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Тебенькова М.А. обратилась в Управление с заявлением об оказании социальной помощи на частичное возмещение расходов на приобретение лекарственных средств как малоимущая, находящаяся в тяжелой жизненной ситуации.

В представленном Тебеньковой М.А. пакете документов отсутствовал документ, подтверждающий доход супруга Тебенькова С.С. за октябрь 2016 года, соответственно рассчитать среднедушевой доход семьи истицы Управлением не представлялось возможным. Также, заявителем не была представлена справка из медицинской организации (медицинское заключение) о необходимости дорогостоящего лечения, а были представлены только рекомендации ООО «ФЛОРА ФАРМ» о назначении лекарственных средств.

    Согласно ст. 33 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ     «Об обращении лекарственных средств» Министерством здравоохранения Российской Федерации определен перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, которые входят в Государственный реестр лекарственных средств.

В соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» лекарственные препараты лечебным учреждениям рекомендовано выписывать физическим лицам на бланках утвержденной формы № 107-l/y.

В комплекте документов, представленном Тебеньковой М.А. ДД.ММ.ГГГГ в Управление, рекомендованные ООО «ФЛОРА ФАРМ» препараты: «Ринальдикс», «Эпиплексин», «Ренитал», «Билобил композитум», «Кальцимин адванс», «Эдас 138», «Холеокс клиник», «Сuрruш шеtаlliсuш», «Liсороdiuш», «Moschus», «Gеlsешiuш», «Нашашеlis» в государственном реестре лекарственных средств не значатся, а препараты: «Мемория», «Траумель», «Церебрум композитум», «Цель т», «Коэнзим композитум», «Дискус композитум», «Мукоза композитум», «Амоксициллин», которые должны быть выписаны на рецептах формы № 107-1/у были предоставлены в ненадлежащей форме рецептов – составленные на клочках бумаги в рукописной форме, без номеров и дат. Рецепты формы N 107-l/y на указанные лекарственные средства истицей не были представлены в Управление не смотря на предложение работника Управления о предоставлении надлежащих рецептов и всех других необходимых документов. Тем не менее, истец настаивала на вынесении решения на основании именно и только предоставленных ею документов.

В соответствии с п.1.8 Порядка и п.3.3 Административного регламента, поскольку заявителем не был представлен полный комплект документов, в том числе отсутствовал документ, подтверждающий доход члена семьи за последние 3 месяца, а также в связи с тем, что отсутствовали документы, подтверждающие необходимость дорогостоящего лечения - приобретения лекарственных средств, то ДД.ММ.ГГГГ комиссией по оказанию социальной помощи Администрации Любимского муниципального района было принято решение об отказе Тебеньковой М.А. в оказании социальной помощи (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ Тебенькова М.А. обратилась в Департамент по вопросу получения разъяснений оснований отказа в оказании социальной помощи на частичное возмещение расходов на приобретение лекарственных средств.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Тебеньковой М.А. Департаментом был направлен ответ , в котором были даны разъяснения о том, что решение комиссии по оказанию социальной помощи Администрации Любимского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ являлось законным, поскольку Тебеньковой М.А. не был представлен полный комплект документов, предусмотренный законодательством необходимых для решения вопроса оказания социальной помощи, а именно: отсутствовал документ, подтверждающий доход супруга истицы Тебенькова С.С. за октябрь 2016 года и справка из медицинской организации (медицинское заключение) о необходимости дорогостоящего лечения.

    ДД.ММ.ГГГГ Тебенькова М.А. повторно обратилась в Управление с заявлением об оказании социальной помощи на частичное возмещение затрат на приобретение лекарственных препаратов. Заявителем вновь были представлены документы, оформленные не в соответствии с установленными требованиями, а также отсутствовала справка из медицинской организации о необходимости дорогостоящего лечения.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по оказанию социальной помощи Администрации Любимского муниципального района вновь было принято решение об отказе Тебеньковой М.А. в оказании социальной помощи.

Тебенькова М.А. обратилась с жалобой в прокуратуру Любимского района. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило Представление прокурора об устранении нарушений требований законодательства о предоставлении государственных услуг в социальной сфере – прокурором было установлено, что ряд предлагаемых истицей к оплате лекарственных препаратов входит в перечень и в этой части отказ является несоответствующим положениям Закона. Работник Управления была привлечена к дисциплинарной ответственности. Но тем не менее, по существу отказ в социальной помощи был законен.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Управлением было направлено письмо Тебеньковой М.А. которым дополнительно разъяснено, что представленные ДД.ММ.ГГГГ документы (рецепты) не соответствуют установленным законодательством требованиям к оформлению медицинских справок и заключений, также указано, что отсутствует справка из медицинской организации о необходимости дорогостоящего лечения. Письмом прокуратуры Любимского района от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается факт не представления Тебеньковой М.А. медицинского заключения о необходимости дорогостоящего лечения.

Таким образом, решение комиссии по оказанию социальной помощи Администрации Любимского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ являлось законным и обоснованным.

В октябре 2017 года Тебенькова М.А. вновь обратилась по вопросу оказания социальной помощи, предоставив соответствующим образом оформленные рецепты, справки лечебных учреждений. Но к данному моменту у нее отсутствовали сведения о доходах супруга, было невозможно определить доходы семьи и, соответственно, то обстоятельство, относится ли истица к категории малоимущих, находящихся в тяжелой жизненной ситуации лиц и по действующему законодательству оказать социальную помощь также не представилось возможным.

Тебеньковой МА. каждый раз предлагалось предоставить полный пакет документов, но она настаивала на вынесении решений по имевшимся у нее документам, что приводило к вынесению решений об отказе в оказании помощи. Оказание помощи носит заявительный характер. Если истица предоставит справки о доходах каждого из членов семьи, то вопрос компенсации на все препараты, которые входят в реестр лекарственных препаратов будет рассмотрен и помощь может быть оказана на препараты, которые были приобретены не более чем за год до даты обращения с заявлением. Предельная сумма социальной помощи 15000 рублей. В настоящее время супруг истицы не работает, недавно встал на учет в ЦЗН, для определения дохода необходимо состоять на учете в течение не менее 3 месяцев. Иного способа подтверждения дохода у него не имеется, поскольку супруг официально трудоустроен не был, на учете в ЦЗН длительное время не состоял. Представитель ответчика просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, в т.ч предоставленные истцом рецепты на лекарственные препараты, расчет взыскиваемых сумм, справку врача –терапевта (гомеопата) ООО «Флора – Фарм» (без даты) о прохождении постоянного лечения истицы с 2015 года по поводу эпилепсии, вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни, остеохондроха и аллергии, справку об инвалидности( 2 группа, инвалид с детства), отзыв Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО на исковое заявление, письмо прокуратуры Любимского района ЯО по результатам рассмотрения обращения Тебеньковой М.А., др., суд приходит к следующему.

Предоставление государственной услуги по оказанию социальной помощи регулируется Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Законом Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», Административным регламентом предоставления государственной услуги по оказанию социальной помощи, утвержденным приказом департамента от 29.06.2012 N2 57-12 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по оказанию социальной помощи» (далее - Административный регламент), приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2 «Об утверждении Порядка оказания социальной помощи».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

    В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее Социальный кодекс), социальная помощь оказывается по заявлению гражданина с учетом уровня его доходов, состава семьи и иных обстоятельств конкретной жизненной ситуации, в которой он оказался.

В соответствии с ч. 4 ст.100 Социального кодекса, порядок назначения социальной помощи, а также критерии определения ее размера устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.

Порядок оказания социальной помощи утвержден приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2 «Об утверждении Порядка оказания социальной помощи».

В соответствии с Порядком, социальная помощь оказывается один раз в течение календарного года гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе на частичное возмещение расходов на приобретение лекарственных средств.

Согласно пункту 1.3 Порядка, право на получение социальной помощи имеют граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области, имеющие документ, подтверждающий данный факт, и относящиеся в том числе, к малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций на территории Ярославской области, носящих локальный и (или) муниципальный характер.

В соответствии с п.1.6 Порядка, социальная помощь оказывается по заявлению гражданина об оказании социальной помощи, поданному в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Пунктом 3.1 Порядка, установлен перечень документов, необходимых для принятия решения об оказании (отказе в оказании) социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за исключением граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций:

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

- документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;

- справка о назначении пенсии для отдельных категорий граждан;

- документы, подтверждающие обстоятельства, относящиеся к трудной жизненной ситуации, к которым относятся: копии платежных документов (кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, банковские выписки и т.п.), подтверждающих покупку медикаментов.

- справка из медицинской организации (медицинское заключение) о необходимости дорогостоящего лечения.

Аналогичный перечень документов установлен пунктом 2.7.2 подраздела 2.7 раздела 2 Административного регламента.

Согласно п.3.3 Порядка, социальная помощь может быть оказана, в том числе, на частичное приобретение лекарственных средств. Социальная помощь на приобретение лекарственных средств оказывается только при предоставлении медицинского заключения о необходимости дорогостоящего лечения.

Для решения вопроса об оказании социальной помощи органы социальной защиты населения направляют заявление и документы заявителя в комиссию по оказанию социальной помощи. Комиссии по оказанию социальной помощи формируются на постоянной основе в городских округах и муниципальных районах области. Комиссии рассматривают заявления и документы заявителей и принимают решения, в том числе об оказании социальной помощи заявителю или его семье, либо об отказе в ее оказании.

В соответствии с п.3.3 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении социальной помощи является, в том числе:

    - отсутствие у заявителя документов или одного из документов, предусмотренных пунктами 2.7.1 -    2.7.3 подраздела 2.7 Административного регламента;

- заявитель обратился по вопросу оказания социальной помощи по основаниям, не установленным пунктом 3.3. раздела 3 Порядка.

- заявителем представлены документы по истечении сроков, установленных пунктами 3.2, 3.10 раздела 3 Порядка (расходы произведены позднее 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявления).

Аналогичные основания отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в п. l.8 Порядка.

В заседании установлено и не оспаривается, что Тебеньква М.А. является инвалидом 2 группы, является гражданином РФ, жителем г. Любима, и имеет право на обращение в орган социальной защиты населения по вопросам получения услуги по оказанию социально помощи.

Основанием взыскания денежных сумм истицей указано на то, что она, являясь инвалидом 2 группы, страдает рядом заболеваний, проходит лечение в ООО «Флора-Фарм» и в Любимской ЦРБ и в соответствие с врачебными назначениями по рецептам врачей приобретала гомеопатические и лекарственные препараты, в т.ч. входящие в соответствующий Перечень, необходимые для лечения и связанные с лечением, являясь малоимущей, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, поскольку ее доход ниже соответствующего, установленного Законодательством порога, считая при этом отказы ответчика в оказании помощи незаконными.

Сторонами в заседании не оспаривался факт несения истицей расходов на приобретение лекарственных препаратов и размер данных расходов, уточненный истцом в судебном заседании.

Ответчиком в обоснование позиции указано на то, что каких-либо нарушений Закона, Порядка оказания социальной помощи допущено не было, отказ в социальной помощи был связан с бездействием истицы, не предоставившей к рассмотрению Комиссией всего пакета необходимых документов, предусмотренных законодательством при каждом из обращений в Управления с заявлениями об оказании помощи.

Данный довод ответчика истицей в судебных заседаниях фактически был признан, поскольку в заседаниях было пояснено, что на момент обращений с заявлениями к ответчику в каждом из трех случает истица не имела всего необходимо пакета документов – так, в январе 2017 года ею не были представлены сведения о доходах супруга за октябрь 2016 года, справки лечебных учреждений и рецепты надлежащей формы, признано что при обращении с заявлением в мае 2017 года не были предоставлены справки лечебных учреждений и рецепты надлежащей формы, которые были ею получены в ООО «Флора-Фарм» и Любимской ЦРБ только в июле 2017 года, а по состоянию на октябрь 2017 года у истицы не было сведений о доходах супруга.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика о том, что решения об отказе в оказании социальной помощи были ответчиком вынесены в строгом соответствии с п.3.3 Административного регламента, по основанию отсутствия у заявителя документов или одного из документов, предусмотренных пунктами 2.7.1 -2.7.3 подраздела 2.7 Административного регламента. Каких-либо существенных нарушений условий и Порядка оказания социальной помощи в действиях ответчика при рассмотрении заявлений истицы судом не установлено.

Довод истицы о том, что работник Управления при первом же обращении не разъяснил ей порядок обращения за помощью и состав необходимого пакета документов, не имеют значения для существа дела, более того, опровергается пояснениями ответчика о том, что такие разъяснения давались, истица каждый раз настаивала на вынесении решений только на основании представленных ею документов, в последующем, после вынесения решений об отказе в оказании помощи и разъяснений принимала меры к сбору всех необходимых документов. Данное обстоятельство в заседании признавалось истицей.

Требований о признании вынесенных ответчиком решений незаконными истицей не заявлялось. Оснований к взысканию с ответчика заявленных сумм у суда, в т.ч. в настоящее время, не имеется, поскольку оказание социальной помощи носит заявительный характер, осуществляется специальным органом, действующим в строго определенных законом рамках распределения бюджетных средств предназначенных на подобные цели при подтверждении заявителем фактов нахождения в тяжелой жизненной ситуации (тяжелого материального положения) в течение времени не менее 3 месяцев в календарном году, нуждаемости в дорогостоящем лечении, фактов несения затрат на лечение, которые истицей в полном объеме при обращения к ответчику подтверждены не были.. Суд не вправе подменять соответствующие муниципальные и государственный органы в вопросах конкретной деятельности в сфере оказания государственных услуг. В настоящее время истец подтверждает, что не может предоставить сведении о доходах супруга за предшествующий период в три месяца

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-10/2018 (2-216/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тебенькова М.А.
Ответчики
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Отдел социальной защиты населения МР ЯО
Суд
Любимский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
lubimsky.jrs.sudrf.ru
08.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2017Передача материалов судье
10.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее