Судья Боричева У.Н. Дело № 33-333/2019 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ушаковой Л.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 21 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2018 года, которым исковые требования прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты обязано обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления по адресу: <Адрес обезличен>, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, взыскана с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц, с учетом уточнения требований в порядке ст.39 ГПК РФ, об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: <Адрес обезличен>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, в ходе которой в деятельности МБДОУ «Детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты выявлены нарушения вышеуказанного законодательства.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, ответчик, представители третьих лиц Управления образования администрации МО ГО «Воркута» и администрации МО ГО «Воркута», извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление образования администрации МО ГО «Воркута», ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
Помощником прокурора г. Воркуты представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, присмотр и уход за детьми, а также имеющим право осуществлять иные виды деятельности, в том числе оказывать платные услуги населению.
В ходе проведенной прокуратурой г. Воркуты проверки выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу пп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр.
С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Указание в апелляционной жалобе на применение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, несостоятельны. Закрепление в указанном Порядке положения о его применении только к образовательным организациям, осуществляющим меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, отсутствует.
Довод ответчика о том, что в адрес МБДОУ «Детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты представление об устранении нарушений федерального законодательства не вносилось, а вносилось в адрес руководителя Управления образования МО ГО «Воркута», в связи с чем отсутствовала возможность добровольного исполнения данных положений законодательства, не может быть принят во внимание, поскольку законодательством такой порядок не предусмотрен.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи