Судья Беспалов О.В. Дело № 2а-183/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 21 августа 2020 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Беспалова О.В.,
при секретаре Базуевой Д.Н.,
с участием:
административного истца Максимова В.М.,
помощника прокурора Целинного района
Республики Калмыкия Очирова Э.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-183/2020 по административному исковому заявлению Максимова Виталия Михайловича к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты.
УСТАНОВИЛ:
Максимов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва (далее по тексту ОИК, избирательная комиссия) об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, мотивируя тем, что он до 18 часов 24 июля 2020 года заявил о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, и подал соответствующее заявление с приложением необходимых документов в Окружную избирательную комиссию.
Решением ОИК от 02 августа 2020 г. № 5/35 Максимову В.М. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва в связи с отсутствием необходимых документов.
Максимов В.М. считает, что избирательная комиссия должна была известить его о неполноте представленных сведений не позднее, чем за 3 дня до дня заседания, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата.
Ссылаясь на статьи 4, 33, 38, 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Закон "Об основных гарантиях…"), статью 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение ОИК от 02 августа 2020 г. № 5/35 об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты, обязать ОИК зарегистрировать Максимова В.М. кандидатом в депутаты.
В судебном заседании административный истец Максимов В.М. заявленные требования поддержал, по изложенным в нем основаниям, пояснив суду, что после представления документов в окружную избирательную комиссию никаких изменений у него не произошло.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии будучи надлежащим образом, извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не представил суду сведений о причинах неявки, а также возражений против рассмотрения дела в его отсутствие и по существу заявленных Максимовым В.М. требований.
Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия, в судебное заседание не явился и не представил суду сведений о причинах неявки, а также возражений против рассмотрения дела в его отсутствие и по существу заявленных Максимовым В.М. требований.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не представил суду сведений о причинах неявки, а также возражений против рассмотрения дела в его отсутствие и по существу заявленных Максимовым В.М. требований.
В соответствии со статьёй 150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть дело ы отсутствие неявившихся представителей административного истца и заинтересованных лиц.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Очирова Э.О., считавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Максимовым В.М. требований, по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом "Об основных гарантиях…".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного закона срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
Согласно частям 1 и 5 статьи 24 Устава Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, принятого решением Собрания депутатов Хар-Булукского СМО РК от 21 мая 2018 г. N 34, Собрание депутатов - представительный орган муниципального образования, состоящий из десяти депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства по одному многомандатному избирательному округу. Срок полномочий Собрания депутатов составляет пять лет.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях…" выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.
Согласно статье 6 Закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия" (далее по тексту Закон РК) муниципальные выборы назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях…" решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
При условии голосования во второе воскресенье сентября, то есть, 13 сентября 2020 года, такое решение должно быть принято не ранее 15 июня и не позднее 24 июня 2020 года.
Решением Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия четвертого созыва от 23 июня 2020 года № 60 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Данное решение официально опубликовано в районной газете "Новая жизнь" от 26 июня 2020 года № 17 (10722).
В части 2 статьи 10 Закона РК установлен перечень документов, представляемых кандидатом в порядке самовыдвижения в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении своей кандидатуры: заявление о согласии баллотироваться; копия паспорта; копии документов об образовании, основном месте работы или службы; копии документов о смене фамилии; сведения о доходах кандидата, его имуществе.
В силу требований части 5 статьи 10 Закона РК соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату письменное подтверждение получения документов, представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи, незамедлительно после их представления с указанием даты и времени их приема.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона РК регистрация кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени, представляет в эту избирательную комиссию, в том числе, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона.
Поскольку дата голосования в 2020 году (второе воскресенье сентября) – 13 сентября 2020 года, то дата не позднее, чем за 50 дней приходится на 24 июля 2020 года.
В соответствии с пунктами 1, 2, 2.2, 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях…" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Указанные правовые нормы устанавливают следующие требования:
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина и, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, приведенными нормами установлено, что кандидат в депутаты в выборные органы местного самоуправления обязан представить в соответствующую избирательную комиссию сведения не позднее, чем за 50 дней до дня голосования. Для кандидата в депутаты Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва последним днем представления этих документах является 24 июля 2020 г.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях…" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата.
Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотренного пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях…" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата установлены пунктом 3 части 6.1 статьи 15 Закона РК.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях…" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Согласно пункту 6 статьи 76 этого же Закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
Согласно части 4 статьи 240 того же Кодекса административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва.
24 июля 2020 года (в установленные Законом сроки) Максимов М.В. для уведомления о самовыдвижении кандидата представил в ОИК следующие документы: заявление о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу, копию паспорта, копию документа об образовании, копию документа об основном месте работы или службы. Иных документов представлено не было. Об этом выдано подтверждение, подписанное самим Максимовым В.М. и председателем ОИК Кукеевым С.Б.
Решением от 02 августа 2020 года № 5/35 ОИК отказала в регистрации Максимова В.М. в качестве кандидата в депутаты, мотивируя тем, что сведения об изменениях в данных о кандидате, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона РК, не поступили в ОИК не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона является основанием отказа в регистрации кандидата.
С настоящим административным исковым заявлением Максимов В.М. обратился в суд 07 августа 2020 года, в связи с чем, срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, весь необходимый перечень документов, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством Максимовым В.М. был представлен в ОИК, за исключением сведений об изменениях в ранее представленные данные о себе.
В то же время, федеральным и республиканским законодательством не предусмотрено обязательное представление письменных сведений об отсутствии изменений в данных о кандидате в депутаты, ранее представленных им в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона.
Как установлено судом, Максимов В.М. в установленные законом сроки – 24 июля 2020 года представил в ОИК все обязательные для кандидата документы. После указанной даты в данных, которые Максимов сообщил о себе в ОИК изменений не произошло, что фактически не отрицается и не оспаривается административным ответчиком. Следовательно, Максимов не обязан был представлять в избирательную комиссию сведения с указанием на отсутствие таких изменений.
В связи с данными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что оспариваемым решением необоснованно отказано в регистрации кандидату Максимову В.М. в связи с непредставлением им сведений об изменении своих данных. Сведений о наличии иных оснований для отказа в регистрации кандидата суду не представлено.
Учитывая, что оспариваемым решением административного ответчика допущены существенные нарушения избирательного законодательства и прав административного истца, суд считает необходимым признать незаконным и отменить оспариваемое решение.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 6 6 п. 40 постановления от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд вправе возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата в случае отмены ее решения об отказе в регистрации кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Согласно части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Таким образом, поскольку материалах дела содержатся все документы, необходимые для решения вопроса о регистрации кандидата в депутаты, иных препятствий для их регистрации судом при рассмотрении спора не установлено, суд, учитывая, что до дня голосования осталось 30 дней, приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва Максимова В.М.
На основании изложенного, и руководствуясь статьи 177, 188, 239-244, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Максимова Виталия Михайловича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва от 02 августа 2020 года № 5/35 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Максимова Виталия Михайловича.
Обязать Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва зарегистрировать Максимова Виталия Михайловича кандидатом по многомандатному избирательному округу на выборах депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья подпись О.В. Беспалов
Копия верна.
Судья О.В. Беспалов