Г. Сыктывкар Дело № 2-8551/2019 (33-3559/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н.. Сироткиной Е.М.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 03 августа 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по апелляционной жалобе Ткачука А.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2019 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые требования Ткачук А..И. к ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом применения повышающего коэффициента ...
по апелляционной жалобе Ткачука А.И. на дополнительное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 июня 2020 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые требования Ткачука А.И. к ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) о признании незаконными действий по снижению коэффициента с ... до ..., возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н. объяснения истца Ткачук А.И., его представителя – адвоката Володиной Н.В., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) Макеевой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ткачук А.И. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре о признании незаконными действий по снижению коэффициента, установленного в <Дата обезличена> году с ... до ..., а также снижении размера пенсии с <Дата обезличена>, обязании произвести перерасчет пенсии с коэффициентом ... за весь период.
В качестве третьего лица по делу привлечен ОПФР по РК.
Суд принял приведенные выше решение и дополнительное решение, на которые истцом поданы апелляционные жалобы с требованиями об отмене судебных решений и удовлетворении его исковых требований.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель ответчика с апелляционными жалобы не согласен, просил оставить решение суда и дополнительное решение без изменения.
Представитель третьего лица участия в суде апелляционной инстанции не принимал, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения и дополнительного решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с <Дата обезличена> истцу, проживавшему в указанный в период в ..., назначена пенсия в соответствии со статьей 14 действующего в указанный период Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации № (далее – Закон № 340-1).
В <Дата обезличена> истец переехал на постоянное место жительства в ..., в связи с чем, в период с <Дата обезличена> размер пенсии был установлен с учетом районного коэффициента ....
С <Дата обезличена> размер пенсии истца уменьшился и стал составлять ... рублей.
Обращаясь в суд истец просил признать действия пенсионного органа по снижению коэффициента с ... до ... а также по снижению размера пенсии с <Дата обезличена> незаконными и произвести перерасчет пенсии за весь период.
Отказывая в удовлетворении иска, суд, проанализировав положения законодательства, регулирующего вопросы назначения трудовой пенсии лицам, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях, пришел к выводу о правомерности действий ответчика и отсутствии оснований для производства перерасчета.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
Согласно абз. 2 ст. 112 Закона № 340-1 минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
На основании постановления Главы администрации Ямало-Ненецкого Автономного округа от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> на <Дата обезличена> к пенсии граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого АО севернее Полярного круга установлен единый районный коэффициент в размере 1,8.
В связи с изложенным размер пенсии истца определен с учетом районного коэффициента ....
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого при выезде указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определяется максимальный размер указанной пенсии, составляет ....
В силу ст. 31 Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утратившей силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Таким образом, поскольку при переезде истца к новому месту жительства в ... ему был установлен предельно допустимый районный коэффициент, с учетом которого определяется максимальный размер трудовой пенсии – ..., то оснований для признания незаконными действий ответчика в части установления к пенсии коэффициента в указанном размере и обязании произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента ... с <Дата обезличена> у суда первой инстанции не имелось.
С введением в действие Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок определения размера пенсии всем гражданам России, в том числе проживающим в районах Крайнего Севера, изменился.
В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с п. 3 или п. 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.Согласно п. 3 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга отнесен к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,50 (п. 5).
Из Информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» следует, что вся территория Ямало-Ненецкого автономного округа отнесена к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что при исчислении размера пенсии Ткачука А.И. с <Дата обезличена> отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране за тот же период не могло превышать размер ....
Вместе с тем, решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, установлено, что при постановке Ткачука А.И. на учет с <Дата обезличена> специалистом пенсионного отдела ... был указан районный коэффициент к заработной плате – ..., вместо положенного районного коэффициента Ямало–Ненецкого АО – ... В результате при определении размера пенсии истцу с <Дата обезличена> было применено повышенное отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране – ..., тогда как расчетный размер пенсии должен исчисляться с учетом отношения заработков в размере ... в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
После обнаружения ошибки, с <Дата обезличена> размер пенсии истцу установлен с применением соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ - .... При этом, сумма излишне выплаченной пенсии к взысканию не предъявлялась.
В силу ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод истца о том, что при исчислении размера пенсии должен применяться районный коэффициент в размере ... который был установлен на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 является несостоятельным, поскольку Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Постановлением Главы администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> коэффициент в размере ... был установлен на период проживания истца на территории данного округа за счет местных средстсв.
Однако, в указанном размере районный коэффициент в целях пенсионного обеспечения применяться не мог, так как не был установлен в централизованном порядке органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений, а потому оснований для отмены по существу правильных судебных постановлений по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2019 года и дополнительное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ткачука А.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи