Дело 5-306/24
УИД 31RS0016-01-2024-008342-59
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА БЕЛГОРОД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Белгород 21 ноября 2024 года
Судья Октябрьского районного суда города Белгорода Белозерских Л.С.,
с участием Солодовникова А.С.,
старшего уполномоченного по ОВД ОАР Белгородской таможни Огиенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты>, не привлекавшийся к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Солодовников А.С. хранил товары, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, при следующих обстоятельствах.
16.02.2024 в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>-А, в торговом помещении магазина «Салюты, фейерверки» занимаемом ИП Солодовников А.С., в витрине, расположенной напротив входа, обнаружены представленные к продаже сигареты в пачках, без маркировки QR кодом, ЕАС и акцизных марок, на каждой из которых имеется надпись «FOR DUTY FREE SALE ONLY»: «Marlboro Red Label», пачка бело-красного цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100972655 – 10 пачек; «Marlboro», пачка бело-золотистого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 77521842 – 7 пачек; «Marlboro less smell», пачка черно-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 9782209807338 – 8 пачек; «Marlboro», пачка красно-белого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100996200 – 10 пачек; «Marlboro special select», пачка красно-белого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 02856526 – 12 пачек; «Marlboro premium black», пачка черно-серого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100853725 – 7 пачек; «Marlboro Queen», пачка черного-белого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 9782209807338 – 6 пачек; «Marlboro Core flavor», пачка черно-красного цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 39402288 – 6 пачек; «Marlboro micro», пачка черно-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 9782209807338 – 8 пачек; «Camel black», пачка черно-золотого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 012300197410 – 7 пачек; «Camel gold», пачка золотого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 012300844000 – 8 пачек; «Winston XP Red mix», пачка бело-розового цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7686133781189 – 7 пачек; «Winston XP Orange mix», пачка бело-оранжевого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7686133783473 – 8 пачек; «Parliament», пачка сине-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 48509268 – 6 пачек; «Parliament Aqua Super Slims», пачка сине-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 4823003207865 – 8 пачек; «Parliament Super Slims», пачка бело-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100970057 – 7 пачек; «Parliament», пачка бело-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 02878421 – 10 пачек. Общее количество табачных изделий составило 135 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (далее - Товар).
Представитель административного органа Огиенко М.А. сообщил о проведенной проверке, изъятии перечисленных в акте предметов, представленных в магазине для реализации.
В судебном заседании Солодовников, не отрицая наличие в принадлежащем ему торговом помещении изъятого, сообщил о том, что не занимается закупкой товара, предположив, что супруга по невнимательности могла перепутать товар предназначенный к реализации с собираемой им гуманитарной помощью. В ходе административного расследования им уплачены таможенные платежи за изъятый товар, просит ограничиться конфискацией изъятого.
Событие административного правонарушения и виновность ИП «Солодовников А.С.» в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; протоколом об административном правонарушении от 20.09.2024 (л.д.26-28), актом таможенного осмотра помещений и территорий от 16.02.2024 и актом изъятия товара (л.д.13-17), решением о проведении таможенного осмотра помещений от 16.02.2024 и выездной таможенной проверки (л.д.9-11, 12); постановлением об изъятии товара (л.д.18), актом изъятия от 16.02.2024 (л.д.19-22); осмотром изъятой продукции; актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение; требованием о предоставлении документов (л.д.23-24) и ответом на него (л.д.25), актом выездной проверки от 22.05.2024 (л.д.37-43); сведениями об отсутствии информации в Ассоциации автоматической идентификации «Юнискан/ГС1 Рус» о стране происхождения, предприятии-изготовителе (продавце), наименовании товара изъятых сигарет (127-131); объяснениями Солодовникова А.С. (л.д.31-33, 99-104), утверждавшего, что закупками товара не занимается и о том, что продают продавцы не знает.
Из заключения товароведческой экспертизы следует, что свободная рыночная стоимость представленного на экспертизу товара, являющегося сигаретами с фильтром, по состоянию на 16.02.2024 составляет 22044 рубля 73 копейки (л.д.82-98). Приобщенным в судебном заседании актом приема-передачи 1/10 от 12.11.2024 товара после проведенной экспертизы.
Данные доказательства получены в соответствии с законом, и оснований им не доверять у суда не имеется. Производство по делу об административном правонарушении проведено уполномоченным органом. Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Исследованные доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными. Их совокупность достаточна для принятия решения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, заключается в том числе, и в хранении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги.
Отсутствие на упаковках товаров, хранящихся в магазине ИП Солодовников А.С. наклеенных акцизных марок, единых знаков обращения продукции на территории ЕАЭС, свидетельствуют о невозможности принятия таможенным органом решения, размещающего использовать Товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры, следовательно – отсутствие выпуска товаров и неуплату таможенных платежей.
Согласно пункту 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.
Согласно пункту 6 Приложения № 9 (Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза) к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза. При обращении продукции на территории Союза маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция.
Требование к маркировке продукции установлено Порядком применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденного Решением комиссии таможенного союза от 15 июля 2011 года № 711, в соответствии с которым единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза).
Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращении на рынок Евразийского экономического союза.
В соответствии с требованием пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 76 "Об акцизных марках для маркировки, ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" (редакция от 07.02.2019), установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками. Согласно требованиям пункта 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденных указанным постановлением Правительства, маркировка акцизными марками ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции осуществляется до ее ввоза в Российскую Федерацию. Согласно пункту 8 данных Правил акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.
Следовательно, ввозимый товар должен иметь маркировку "ЕАС" и установленные акцизные марки на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. Поскольку оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение, отсутствие обязательной информации на русском языке на упаковке товара, самой продукции, ярлыках, прикрепленных к ней, а также отсутствие обозначения единым знаком обращения "ЕАС", влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований к маркировке ввозимой продукции единым знаком обращения.
Согласно пункту 2 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
Наличие информации об иностранном происхождении товаров, отсутствие на упаковке товара знака соответствия требованиям технического регламента "ЕАС", а также отсутствие на подакцизном товаре акцизных марок само по себе указывает на тот факт, что такие товары не могли быть ввезены в ЕАЭС на законных основаниях.
Правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования, определены ст.ст. 380, 381 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
К означенному ст.380 указанного Закона кругу лиц, реализуемому товары из торговых залов беспошлинной торговли, ИП Солодовников А.С. не относится.
В случае приобретения сигарет в магазинах дьюти-фри при убытии, указанный товар считается иностранным товаром и при последующем его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товар должен быть помещен под таможенную процедуру.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 202-О, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях соблюдения таможенного законодательства, то это свидетельствует о его вине в форме умысла.
Факт отсутствия совершения таможенных операций с вышеуказанными товарами и их нахождение в помещении магазина «Салюты, фейерверки» занимаемом ИП «Солодовников А.С.», свидетельствует о незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Необходимо отметить, что объективная сторона вменяемого индивидуальному предпринимателю правонарушения выражается в хранении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены соответствующие запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
Документов и сведений, подтверждающих ведение учета товаров и операций, совершаемых с товарами, перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союза, и совершение таможенных операций, связанных с ввозом на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров (сигарет), находящихся в помещении магазина «Салюты, фейерверки», в ходе проведения таможенной проверки не обнаружено.
В ходе производства по делу установлено, что ИП Солодовников А.С., имея сведения об иностранном происхождении товаров, не воспользовался своим правом, в соответствии со ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на получение информации о факте декларирования товаров иностранного производства, приобретаемых на внутреннем рынке Российской Федерации, не убедилось в достоверности сведений о приобретаемых товарах, свидетельствующих о том, что продукция прошла все установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза таможенные процедуры на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, проигнорировало иные внешние признаки, свидетельствующие о незаконности перемещения товаров. Индивидуальный предприниматель не реализовал право на истребование у лиц, у которых приобретались сигареты, являющиеся предметом административного правонарушения, документов, подтверждающих законность их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не обратилось в таможенный орган с запросом о предоставлении сведений о выпуске товаров.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из смысла определения вины юридических лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П), данное понятие содержит три основные составляющие: лицо должно выполнить таможенную (публично-правовую) обязанность, которая не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств имущественных отношений, могло ее выполнить, но не выполнило. Обязанность лица выполнить те или иные требования в сфере действующего законодательства вытекает также из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого отдельного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для ее выполнения, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
А согласно п.2 ст.494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети "Интернет" признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Пункт 6 Протокол о техническом регулировании в рамках евразийского экономического союза "Договора о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) предусматривает, что продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза. При обращении продукции на территории Союза маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция.
А пунктом 1 Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 (ред. от 07.02.2019) "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации (далее - табачная продукция), подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с настоящим Постановлением образцов.
Таким образом, оценка исследованных доказательств позволяет признать индивидуального предпринимателя Солодовникова А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, т.е. в хранении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги.
Согласно п.1 Примечания к ст.16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Вина ИП Солодовников А.С. в совершении данного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но Солодовниковым А.С. не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено. К смягчающим суд относит наличие у Солодовникова А.С. несовершеннолетнего ребенка, статуса многодетной семьи.
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства данного административного дела, положительные характеристики, а также что Солодовников А.С. ранее к административной ответственности не привлекался.
Таким образом, цели административного наказания, с учетом принципа справедливости, соразмерности и достаточности, могут быть достигнуты по данному делу путем назначения наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Индивидуального предпринимателя Солодовникова Александра Сергеевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, а именно табачной продукции иностранного производства немаркированных акцизными марками, а также средствами идентификации, в отсутствии информации на русском языке сигареты товарных марок: «Marlboro Red Label», пачка бело-красного цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100972655 – 10 пачек; «Marlboro», пачка бело-золотистого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 77521842 – 7 пачек; «Marlboro less smell», пачка черно-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 9782209807338 – 8 пачек; «Marlboro», пачка красно-белого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100996200 – 10 пачек; «Marlboro special select», пачка красно-белого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 02856526 – 12 пачек; «Marlboro premium black», пачка черно-серого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100853725 – 7 пачек; «Marlboro Queen», пачка черного-белого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 9782209807338 – 6 пачек; «Marlboro Core flavor», пачка черно-красного цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 39402288 – 6 пачек; «Marlboro micro», пачка черно-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 9782209807338 – 8 пачек; «Camel black», пачка черно-золотого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 012300197410 – 7 пачек; «Camel gold», пачка золотого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 012300844000 – 8 пачек; «Winston XP Red mix», пачка бело-розового цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7686133781189 – 7 пачек; «Winston XP Orange mix», пачка бело-оранжевого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7686133783473 – 8 пачек; «Parliament», пачка сине-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 48509268 – 6 пачек; «Parliament Aqua Super Slims», пачка сине-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 4823003207865 – 8 пачек; «Parliament Super Slims», пачка бело-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 7622100970057 – 7 пачек; «Parliament», пачка бело-голубого цвета с надписью «For Duty Free sale only», штрих код: 02878421 – 10 пачек.
Предметы административного правонарушения: «Marlboro Red Label» 5 пачек; «Marlboro» – 2 пачки; «Marlboro less smell» – 3 пачки; «Marlboro» – 5 пачек; «Marlboro special select» – 7 пачек; «Marlboro premium black» – 2 пачки; «Marlboro Queen» – 1 пачка; «Marlboro Core flavor» – 1 пачка; «Marlboro micro» – 3 пачки; «Camel black» – 2 пачки; «Camel gold» – 3 пачки; «Winston XP Red mix» – 2 пачки; «Winston XP Orange mix» – 3 пачки; «Parliament» – 1 пачка; «Parliament Aqua Super Slims» – 3 пачки; «Parliament Super Slims» – 2 пачки; «Parliament» – 5 пачек, изъятые по делу об административном правонарушении №10101000-000295/2024, после вступления постановления в законную силу - уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Октябрьский районный суд города Белгорода.
Судья подпись Белозерских Л.С.
Копия верна ____________________________ судья