УИД 77RS0009-02-2022-011668-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2022 года адрес
Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Т.В. Соленой,
при секретаре фио,
с участием истца, представителя истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6312/2022 по иску Стебунова Ярослава Юрьевича к Департаменту городского имущества адрес о признании права на заключение договора купли-продажи , возложении обязанностей заключить договор купли-продажи
УСТАНОВИЛ
Истец Стебунов Я.Ю. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес, о признании права на заключение договора купли – продажи освободившейся комнаты № 2 в квартире по адресу: адрес, возложении на Департамент городского имущества адрес обязанностей заключить со Стебуновым Я.Ю. договор купли-продажи комнаты № 2 в квартире по адресу: адрес, по цене рыночной стоимости, рассчитанной в соответствии с действующим законодательством, мотивируя тем, что истец является собственником комнаты № 1 жилой площадью 16,8 кв.м. в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: адрес. Комната № 2 находится в собственности Департамента городского имущества адрес, и в указанной комнате в настоящее время никто не проживает и не зарегистрирован.. 11.01.2022 года истец обратился в Департамент городского имущества адрес по вопросу предоставления освободившейся комнаты площадью 9,9 кв.м. в квартире коммунального заселения. Ответчик отказал в выкупе комнаты, о чем сообщил письмом от 26.04.2022 года. Отказ Департамента городского имущества адрес мотивирован тем что дом по указанному адресу включен в программу реновации и подлежит сносу, в установленном законом порядке малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях не признан. Истец полагает указанный отказ незаконным, поскольку в указанном жилом помещении проживает его семьи, он, супруга и двое несовершеннолетних детей.
Истец Стебунов Я.Ю., представителя истца в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, представил возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска, также просил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенном в определении от 22.03.2011 года № 435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого – либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.
Исходя из изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии со ст. 118 ч. 3, 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика Департамента городского имущества адрес, по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, дав оценку представленным доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании из искового заявления, объяснений истца, представителя истца, представленные письменных доказательств судом установлено, что спорное жилое помещение в виде комнаты № 2 площадью 9,9 кв.м., находится в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: Москва, адрес , правообладателем права собственности на которое является адрес и является свободной
Комната № 1 жилой площадью 16,8 кв.м., расположенная в указанной двухкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: адрес на основании договора передачи № 060500-У07300 от 27.07.2009 года принадлежит Стебунову Я.Ю.
В соответствии с единым жилищным документом в отношении комнаты № 1 в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: адрес, Сивашская, д. 15, кв. 38 по месту жительства по указанному адресу зарегистрирован с 08.08.2006 года Стебунов Я.Ю., с 19.11.2021 года – фио, паспортные данные, в период с 18.11.2021 года по 17.11.2016 года по месту пребывания зарегистрирован фио, паспортные данные.
11.01.2022 года истец обратился в Департамент городского имущества адрес по вопросу предоставления освободившейся комнаты площадью 9,9 кв.м. в квартире коммунального заселения.
Департамент городского имущества адрес отказал в выкупе комнаты, о чем сообщил письмом от 26.04.2022 года.
адрес жилого помещения - состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, исключая площади балконов, лоджий, веранд и террас.
Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого адрес.
В судебном заседании установлено, что фиоЮ, занимает в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: адрес жилое помещение общей площадью 27,1 кв.м., жилой площадью 16,8 кв.м., то есть на зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении , являющихся членами семьи истца приходится на каждого по 135 кв.м. общей площади. При этом, проживание в указанном жилом помещении супруги истца, а также наличие регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего сына истца не могут учитываться при определении нуждаемости Стебунова Я.Ю. в жилых помещениях и наличия оснований состоять на жилищном учете.
Стебунов Я.Ю. на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в адрес не состоит.
Согласно статье 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 2).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 3).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч. 4).
Вместе с тем, правоотношения по предоставлению в адрес освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире регулируется Законом адрес от 14 июня 2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
В соответствии с ч. 1 ст. 38 указанного Закона освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Частью 2 ст. 38 указанного Закона предусмотрено, что при отсутствии в коммунальной квартире лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившаяся комната предоставляется в пользование по соответствующему договору найма либо предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в адрес по месту жительства на законных основаниях в сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет.
Частью 6 данной нормы предусмотрено, что при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Статья 38 Закона адрес от 14 июня 2006 N 29 не является не соответствующей положениям Жилищного Кодекса РФ, недействующей не признана, и представляет собой реализацию полномочий субъекта Российской Федерации в сфере жилищного законодательства, направлению на уменьшение в адрес жилых помещений коммунального типа путем предоставления дополнительной возможности иным гражданам, проживающим в спорной квартире выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда адрес установлены Законом адрес от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения», Постановлением Правительства Москвы от 18.10.2018 № 1285-1111 «О порядке предоставления из жилищного фонда адрес освободившихся комнат в коммунальных квартирах, доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности адрес»
В соответствии с п. п. 1, 2 Приложения 6 к Постановлению № 1285-ПП, порядок выкупа из жилищного фонда адрес освободившихся комнат в коммунальных квартирах, долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по льготной стоимости определяет условия и процедуру предоставления по договору купли-продажи жилого помещения освободившихся комнат в коммунальных квартирах, долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение собственникам комнат в коммунальных квартирах, собственникам долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, зарегистрированным по месту жительства в данных жилых помещениях и не имеющим задолженности по оплате занимаемого жилого помещения, коммунальных и иных услуг за период, предшествующий месяцу подачи заявления.
Согласно пп. 18.12 Приложения № 6 к постановлению Правительства Москвы от 18.10.2018 № 1285-ПП основанием для отказа в выкупе комнаты, доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, является отсутствие возможности выкупа комнаты по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами адрес.
В соответствии с программой реновации, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-1111 «О программе реновации жилищного фонда в адрес», жилой дом по адресу: адрес включен в программу реновации, в связи с чем подлежит сносу, а жители переселению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Закона адрес от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес» основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных Правительством Москвы, правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти адрес, принимаемый в связи с: признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу.
На основании ч. 10 ст. 4 Закона № 21 после принятия правового акта не допускается: обмен указанных в правовом акте жилых помещений, находящихся в собственности адрес; изменение договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, за исключением случаев, указанных в части 8 настоящей статьи; предоставление уполномоченным органом исполнительной власти адрес жилых помещений в жилых домах, подлежащих освобождению.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ Департамента городского имущества адрес в предоставлении Стебунову Я.Ю. комнаты № 2 в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: адрес является законным и обоснованным, поскольку законом не предусмотрено предоставление жилых помещений в домах, подлежащих сносу в рамках Программы реновации жилищного фонда в адрес, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования , не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ , ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: