Дело № 2а-1596/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 октября 2017 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Быковской С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Гулякина А.В. к Орловскому городскому совету народных депутатов о признании решения незаконным,
установил:
Гулякин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Орловскому городскому совету народных депутатов об оспаривании нормативного правового акта. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт – решение от ДД.ММ.ГГ №***-ГС, опубликованное в Орловской городской газете ДД.ММ.ГГ №*** (276) является нормативным правовым актом, который нарушает его законные права и интересы, поскольку в связи с принятием данного решения администрацией г. Орла были приняты распоряжения и постановление, повлекшие его увольнение и ликвидацию, ранее возглавляемого им, Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Орла. Ссылается на то, что апелляционным определением Орловского областного суда от ДД.ММ.ГГ он был восстановлен в должности начальника Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Орла. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГ на основании решения Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ администрацией г. Орла было вновь принято распоряжение о сокращении должности начальника Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Орла. Обращает внимание на то, что решение Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ на момент принятия противоречило Закону Орловской области от 9 января 2008 г. № 736-03 «О муниципальной службе в Орловской области», Реестру должностей муниципальной службы в <...>, Положению «О муниципальной службе в городе Орле», утвержденному решением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***-ГС. По указанным основаниям, просит суд признать недействующим решение Орловского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***-ГС «О структуре администрации города Орла», опубликованное в Орловской городской газете ДД.ММ.ГГ №*** (№*** как не соответствующее на момент принятия Закону Орловской области от 09.01.2008 №763-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Орла.
В судебном заседании административный истец Гулякин А.В., его представитель по доверенности Рослов А.Н., требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Орловского городского совета народных депутатов Абрамова И.В. исковые требования не признала, пояснила, что решение от ДД.ММ.ГГ не является нормативным правовым актом, не нарушает права и законные интересы административного истца, кроме того, полагает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с данными требованиями.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Орла Куличкова М.А. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала позицию административного ответчика.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Орловским городским Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГ было принято решение №***-ГС <данные изъяты>
В силу п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. №48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Анализ вышеуказанного решения позволяет суду сделать вывод о том, что данный акт представительного органа муниципального образования не является нормативным правовым актом, поскольку он не устанавливает каких-либо обязательных правил поведения для неопределенного круга лиц, направленных на урегулирование общественных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Подпунктом 31 п.1 ст. 14 Устава города Орла (принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 №72/753-ГС) (ред. от 27.04.2017) установлено, что Орловский городской Совет народных депутатов утверждает структуру Орловского городского Совета народных депутатов и администрации города Орла.
статей 20, 23 Устава города Орла и в целях оптимизации и совершенствования управленческих процессов, полноты реализации полномочий по решению вопросов местного значения утверждена структура администрации города Орла.
Согласно ст. 23 Устава города Орла глава администрации города Орла в соответствии с утвержденной Орловским городским Советом народных депутатов структурой администрации города Орла самостоятельно формирует штаты администрации города Орла в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете для содержания и организации работы администрации города Орла.
Целью организационно-штатных мероприятий в администрации города Орла являлось: уменьшение количества структурных подразделений; уменьшение численности работников администрации города Орла; уменьшение количества заместителей главы администрации и руководящего состава администрации города Орла; возложения на заместителей главы администрации города Орла функций руководителей структурных подразделений; изменений названий районных администраций; совершенствование управленческих процессов и полноты реализации полномочий по решению вопросов местного значения; оптимизации расходов на содержание работников администрации города Орла; уменьшение фонда оплаты труда работников администрации города Орла.
Законом Орловской области от 04 декабря 2015 г. №1887-03 «О внесении изменений в закон Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» - внесены изменения в Реестр должностей муниципальной службы в Орловской области и введены должности: «руководитель аппарата местной администрации», «начальник территориального управления» и уточнены наименования должностей структурных подразделений территориальных управлений местных администраций.
В целях приведения Положения «О муниципальной службе в городе Орле», (Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 года №29/441-ГС), в соответствие с вышеуказанными изменениями, администрация г.Орла выступила с инициативой в Орловский городской Совет народных депутатов по внесению изменений в вышеуказанное Положение. Данное изменение было принято Орловским городским Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГ (№***-ГС).
ДД.ММ.ГГ администрацией города Орла издано распоряжение №*** о начале проведения организационно-штатных мероприятий в соответствии с Решением «О структуре администрации города Орла».
Реализация утвержденной структуры была начата после принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Таким образом, поскольку доказательств того, что наименования должностей администрации г. Орла, которые административный истец не занимал («руководитель аппарата», «начальник территориального управления» «Заместитель главы администрации - руководитель аппарата», «Заместитель главы администрации - начальник управления», «Заместитель главы администрации - начальник территориального управления»), затрагивают его права и законные интересы, а, оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Гулякину А.В. стало известно о принятии решения Орловского городского Совета народных депутатов начиная с момента его опубликования ДД.ММ.ГГ, таким образом, трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением об обжаловании данного решения у Гулякина А.В. пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Ссылка на то обстоятельство что оспариваемое решение является нормативным правовым актом, является несостоятельной, поскольку фактически административный истец выражает несогласие с позицией, высказанной в апелляционном определении Орловского областного суда от ДД.ММ.ГГ
Довод административного истца относительно нарушения его прав в части не восстановления его в прежних трудовых функциях, в связи с принятием указанного ненормативного правового акта не могут быть приняты судом во внимание, поскольку вопросы соблюдения трудовых прав и обязанностей работника рассматриваются в ином судебном порядке в рамках рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Гулякина А.В. к Орловскому городскому совету народных депутатов о признании решения Орловского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***-ГС «О структуре администрации города Орла», опубликованное в Орловской городской газете ДД.ММ.ГГ №*** (№***) незаконным, поскольку, принятым решением не нарушаются его права и законные интересы, а также в связи с пропуском срока на обращение в суд с данными требованиями.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 19, 22, 175-181 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Гулякина А.В. к Орловскому городскому совету народных депутатов о признании решения Орловского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***-ГС «О структуре администрации города Орла», опубликованное в Орловской городской газете ДД.ММ.ГГ №*** (№***) незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 07 октября 2017 года.
Председательствующий И. С. Щербина