Дело 2-898/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2018 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего Поносовой И.В., при секретаре Сергеевой М.С., с участием представителя истца Поповой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителя третьего лица Куфтыревой Е.Н., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Шибаловой Е.С. о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в суд с требованием о возложении на Шибалову Е.С. обеспечить доступ представителям Инспекции в жилое помещение – <адрес> многоквартирном доме № по <адрес> для проведения проверки соблюдения порядка переустройства и перепланировки жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края поступило обращение ТСЖ «Нижне-Курьинская 4» по вопросу о законности переустройства и перепланировки жилого помещения - квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес>. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанная квартира находится в собственности Шибаловой Е.С.. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Инспекцией инициировано проведение проверки на предмет соблюдения обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилого помещения квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ответчику по месту нахождения вышеуказанного жилого помещения, а также по почтовому адресу, указанному в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, были направлены заказные письма с уведомлениями, которыми сообщал ось о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ Указанные письма не были получены ответчиком. Доступ в жилое помещение ответчиком не обеспечен, что было отражено в акте проведения внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с необеспечением ответчиком доступа в жилое помещение Инспекцией инициирована повторная проверка на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией было направлено заказное письмо с уведомлением, которым сообщалось о проведении повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ Указанное письмо не было получено ответчиком. Доступ в жилое помещение ответчиком повторно не обеспечен, что было отражено в акте проведения внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Проведение проверки соблюдения обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений возможно только в ходе проведения выездной проверки. Необходимо изучение документов и визуальный осмотр жилого помещения техническим специалистом, уполномоченным в установленном порядке на проведение внеплановой выездной проверки.
Провести проверку соблюдения порядка проведения перепланировки (переустройства) жилого помещения в отсутствие доступа в квартиру, принадлежащую ответчикам, не представляется возможным. Отказ ответчика предоставить доступ в жилое помещение также лишает Инспекцию возможности осуществить региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к жилым помещениям и их использованию, требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, правил содержания общего имущества собственников помещения многоквартирного доме, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан.
В судебном заседании представитель истца Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края – Попова Е.В. на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Шибалова Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, возражений относительно иска не представлено.
Представитель третьего лица ТСЖ «Нижне-Курьинская, 4» - Куфтырева Е.Н. в судебном заседании подержала заявленные требования.
Суд, исследовав представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества, в многоквартирном доме утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физически или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (п. 1.7) определены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 ч. 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Согласно Положению об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 года № 913-п, инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль.
Судом установлено и следует из материалов дела, что собственником квартиры, расположенной по <адрес>, является Шибалова Е.С., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Управление МКД № по <адрес> осуществляет ТСЖ «Нижне-Курьинска 4» на основании Устава.
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Нижнее-Курьинская 4» обратилось в Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края с жалобой (№) в которой сообщает, что собственник указанного жилого помещения Шибалова Е.С. незаконно установила на балконе отопительные приборы. На предупреждение о ликвидации данных приборов не реагирует. Просят принять меры.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края вынесено распоряжение № о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении Шибаловой Е.С. – собственника квартиры № по <адрес>, с целью рассмотрения обращения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес Шибаловой Е.С. ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № о принятии участия в проверке ДД.ММ.ГГГГ в 10:30 часов и предоставлении документов, подтверждающих законность произведенной перепланировки. Согласно штемпелю на почтовом конверте, указанное требование возвращено в адрес отправителя по истечении срока хранения.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ответчик не обеспечил доступ в спорное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края вынесено распоряжение № о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении Шибаловой Е.С. – собственника квартиры № по <адрес>, с целью рассмотрения обращения № от ДД.ММ.ГГГГ, направлено требования от ДД.ММ.ГГГГ о принятии участия в проверке ДД.ММ.ГГГГ в 10:45 часов и предоставлении документов, которое также возвращено в адрес отправителя.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ответчик не обеспечил доступ в спорное жилое помещение.
Из разъяснений, изложенных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.1993 N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации", следует, что поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании Шибаловой Е.С. предоставить ИГЖН доступ в жилое помещение, расположенное по <адрес>, для проведения обследования квартиры с целью проверки на предмет выявления нарушения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации, поскольку по смыслу вышеприведенных правовых норм Инспекция может требовать от собственников предоставления ей права доступа в жилые помещения на предмет их переоборудования в том случае, если соответствующее заявление поступило и находится на рассмотрении инспекции. Заявленные требования направлены на создание условий Инспекции для доступа в принадлежащее ответчику жилое помещение в целях проведения (по соответствующему обращению) осмотра и выявления наличия либо отсутствия нарушений перепланировки жилого помещения, при этом ответчик добровольно доступ в жилое помещение не обеспечил.
При таких обстоятельствах, рассматриваемые действия ответчика суд признает незаконными и считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет.
В соответствии с ч.1. ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования удовлетворены полностью, то в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Шибалову Е.С. обеспечить доступ представителям Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в жилое помещение –квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес> для проведения проверки соблюдения порядка переустройства и перепланировки жилого помещения.
Взыскать с Шибаловой Е.С. в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке.
Судья И.В.Поносова