Дело №2а-139/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 19 февраля 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Южского района Шероновой Н.П.,
представителя административного истца по доверенности Шишкина А.Н.,
при секретаре Федосовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской административное дело по административному исковому заявлению ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Полякова В. Г., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л :
Поляков В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, ранее судимый, осужден приговором Шуйского городского суда ивановской области от 29 мая 2013 года по ч.1 ст.111 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания – 8 октября 2012 года, окончание – 7 апреля 2019 года.
Администрация ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Полякова В.Г. административного надзора, мотивируя это тем, что осужденный отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Находясь в СИЗО-1 г.Иваново, СИЗО-1 г.Костромы, ЛПУ ОБ-1 г.Кохма нарушений режима содержания не допускал. В ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области отбывает наказание с 26 марта 2013 года, допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что был объявлен устный выговор, поощрений не имел, отбывает наказание в обычных условиях отбывания наказания, на профилактическом учете не состоит, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает по принуждению, реагирует на них слабо, в коллективе осужденных уживчив, отношения поддерживает с осужденными различной направленности, в целом администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно. Просят установить Полякову В.Г. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни 1 раз в месяц; запрета на пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
В судебном заседании представитель административного истца - исправительного учреждения ИК-2 с. Талицы Шишкин А.Н. настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
При назначении дела к слушанию суд учёл мнение Полякова В.Г., который не изъявил желание участвовать в судебном заседании, известив осуждённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом без его участия. До начала судебного разбирательства по делу каких-либо ходатайств и (или) письменного отзыва от Полякова В.Г. в суд не поступило, свою позицию по существу заявленного иска до сведения суда осуждённый не довел.
Прокурор Шеронова Н.П. административный иск ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Полякова В.Г. считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав представителя административного истца, прокурора, изучив представленные материалы и материалы личного дела осуждённого, суд приходит к следующим выводам:
в силу ч. 2 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее Закон), в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу ст.3 и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений при опасном или особо опасном рецидиве в их действиях, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (далее - лица, указанные в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре).
Из описательно-мотивировочной части обвинительного приговора Шуйского городского суда Ивановской области от 29 мая 2013 года следует, что в действиях Полякова В.Г. признанного виновным в совершении тяжкого преступления, имеет место опасный рецидив преступлений, который был признан отягчающим наказание виновного обстоятельством.
В связи с изложенным, основания для установления административного надзора, предусмотренные ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются, поскольку Поляков В.Г. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
В целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, считает необходимым установить Полякову В.Г. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку преступление по приговору Шуйского городского суда Ивановской области от 29 мая 2013 года, предусмотренное ч.1 ст.111 УК РФ, совершено Поляковым В.Г. в октябре 2012 года, в соответствии со ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость будет погашена по истечение шести лет после отбытия наказания.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из характеристики администрации ИК-2 от 05.02.2019 года следует, что Поляков В.Г. в ИК-2 с.Талицы отбывает наказание с 14 января 2014 года, поощрений не имел, допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, отбывает наказание на обычных условиях отбывания наказания, на профилактическом учете не состоит, не трудоустроен, является <данные изъяты>, в ПУ и УКП не обучался, правила личной гигиены соблюдает, внешне опрятен, спальное место содержит в удовлетворительном состоянии не всегда, в коллективе осужденных уживчив, отношения поддерживает с осужденными различной направленности, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает по принуждению, реагирует на них слабо, к работам без оплаты труда по благоустройству колонии не привлекается, в связи с имеющейся инвалидностью, сам активности в данном направлении не проявляет, в бухгалтерию ИК-2 исполнительные листы не поступали, администрацией исправительного учреждения в целом характеризуется отрицательно.
В этой связи, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления по приговору от 29.05.2013 года, данные о личности Полякова В.Г., являющегося гражданином РФ, а также его поведение на протяжении отбытого срока наказания, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Полякову В.Г. административные ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Оценивая доводы административного истца об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив, суд учитывает, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер. Перечень административных ограничений установлен Федеральным ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим. Их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Разрешая требования административного истца об установлении административного ограничения, в виде запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив, суд приходит к следующему:
согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Суд с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов личного дела осужденного, из приговора Шуйского городского суда Ивановской области от 29.05.2013 года следует, что Поляков ВГ. совершил преступление, будучи в состоянии алкогольного опьянения, состоит на учете у нарколога в связи с зависимостью от алкоголя. Согласно характеристики участкового уполномоченного, Поляков В.Г. злоупотребляет спиртными напитками, связи с чем, суд усматривает основания для установления ему такого административного ограничения, как запрет пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении Полякова В. Г. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Полякова В. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок погашения судимости по приговору Шуйского городского суда Ивановской области от 29 мая 2013 года, то есть на шесть лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Полякову В.Г. административные ограничения:
- обязательная явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет на пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Начало срока административного надзора Полякову В.Г. исчислять со дня его постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Полякову В.Г. обязанность явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства (или пребывания) после освобождения из мест лишения свободы.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий подпись О.Н. Беляева
Решение в окончательной форме вынесено 19 февраля 2019 года.