Судья Вдовиченко С.В. Дело № 33-246/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 25 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2012 года, которым
период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР Евстратенко А.И. с 11.11.1979г. по 30.10.1981г. признан подлежащим зачету в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми возложена обязанность
зачесть Евстратенко А.И. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 11.11.1979г. по 30.10.1981г. в специальный стаж по Списку №1;
выплатить повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии с учетом районного коэффициента 1,6 с 01.04.2008г. по март 2012г.,
произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,70 с 01.01.2006г. и бессрочно;
выплатить недополученную сумму страховой части пенсии (без фиксированного базового размера) с 01.01.2006г. по сентябрь 2012г.;
выплатить индексацию несвоевременно выплаченных сумм на индексы роста потребительских цен, установленные в Республике Коми, начиная с применения индекса, установленного в феврале 2006 года, по индекс, установленный в сентябре 2012 г.
на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области возложена обязанность
произвести Евстратенко А.И. перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,70 с 28.05.2003г. по 31.12.2005г.;
выплатить недополученную сумму пенсии за период с 28.05.2003г. по 31.12.2005г., с индексацией сумм на индексы роста потребительских цен, установленных по Липецкой области, начиная с индекса, установленного в июне 2003 года, по индекс, установленный в декабре 2005 г.; на индексы роста потребительских цен, установленные по Республике Коми, начиная с индекса, установленного в январе 2006 года по индекс, установленный в сентябре 2012г.;
взысканы с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области в пользу Евстратенко А.И. расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей;
отказано в остальной части исковых требований Евстратенко А.И. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми;
взысканы с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми в пользу Евстратенко А.И. расходы по оплате услуг представителя в размере 2500,0 рублей;
взыскана с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере по 100, 0 рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Евстратенко А.И. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Воркуте РК о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 11.11.1979г. по 30.10.1981г. в специальный стаж работы, обязании выплачивать повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии с учетом районного коэффициента 1,6 с 01.04.2008г., произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68 с 23.05.2005г. бессрочно, взыскать недополученную сумму пенсии на день подачи искового заявления с индексацией и судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме ... руб.
Истец изменил требования, предъявив их к ГУ-УПФ РФ в г.Воркуте РК и к ГУ-УПФ РФ в Хлевенском районе Липецкой области: просил признать период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 11.11.1979г. по 30.10.1981г. подлежащим зачету в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми зачесть период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 11.11.1979г. по 30.10.1981г. в специальный стаж по Списку №1; обязать выплачивать повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии с учетом районного коэффициента 1,6 с 01.04.2008г.; обязать произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68 с 01.01.2006г. и бессрочно; выплатить в пользу истца недополученную за период с 01.01.2006г. сумму страховой части пенсии (без фиксированного базового размера); выплатить в его пользу недополученную с 01.04.2008г. сумму базового размера страховой части пенсии; индексацию этих сумм, применив индексы роста потребительских цен, установленные по Республике Коми с 01.05.2008г.; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68 с 23.05.2003г. по 31.12.2005г.; выплатить истцу недополученную сумму пенсии за период с 23.05.2003г. по 31.12.2005г. с индексацией применения индекса роста потребительских цен, установленных по Липецкой области с 01.06.2003г.; с 01.02.2006г. к невыплаченным суммам страховой части пенсии (без фиксированного базового размера), применить индексы роста потребительских цен, установленные по Республике Коми с 01.02.2006г.
Определением суда от 20.06.2012г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области.
Ответчиками иск не признан.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Воркуте просит отменить решение суда в части признания прохождения службы в Вооруженных Силах СССР подлежащим зачету в специальный стаж, в том числе в двойном размере, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,70 с 01.01.2006 года и бессрочно, выплатить недополученную сумму пенсии и принять новое решение в этой части об отказе в удовлетворении иска.
ГУ-УПФ РФ в Хлевенском районе Липецкой области поддержало апелляционную жалобу.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению.
Евстратенко А.И., <Дата обезличена> г.р., по достижении возраста 45 лет, была назначена УПФР в Хлевенском районе Липецкой области трудовая пенсия по старости с 28.05.2003 года в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Из пенсионного дела следует, что во исполнение решения Воркутинского городского суда 31.07.2007г. истцу назначена и выплачивается пенсия с 28.05.2003г. из расчета коэффициента 0,66, рассчитанного по специальному стажу по Списку №1 и отношению его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране, равного 1,7.
Решением Воркутинского городского суда от 31.07.2007г. установлено, что для определения пенсионного каптала у истца имеется стаж по Списку №1 – 21 год 04 мес. 18 дней, общий трудовой стаж 23 года 09 мес. 05 дней.
Предметом рассмотрения включение в специальный стаж периода прохождения армии в Вооруженных Силах СССР истцом при вынесении решения Воркутинского городского суда от 31.07.2007г. не являлось.
Истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР с 11.11.1979 года по 30.10.1981 года.
Из таблицы подсчета специального стажа истца по Списку №1 период прохождения истца службы в Вооруженных Силах СССР с 11.11.1979 года по 30.10.1981 года зачтен только в общий стаж.
Рассматривая заявленные требования о включении периода военной службы в специальный стаж, суд установив, что до и после периода военной службы истец работал на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком №1, пришел к выводу об удовлетворении данных требований исходя из того, что действующее на период прохождения истцом военной службы законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы по специальности, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Однако, по мнению судебной коллегии, основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы по делу отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент назначения пенсии истцу) предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно выраженной в указанном Постановлении позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Суд сослался на положения Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось. Включение периода службы в армии в стаж в двойном размере необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который также применен судом при разрешении спора. Однако, указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного указанным постановлением Совета Министров СССР, предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежал включению в специальный стаж работы истца в однократном размере при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Следовательно, с учетом однократного включения периода службы в армии по призыву в специальный стаж работы истца продолжительность такого стажа составит 23 года 04 месяца 08 дней, а стажевый коэффициент - 0,68, а не 0,70 как определил суд.
Решение суда в этой части подлежит изменению в отношении обоих ответчиков в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2012 года в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, периода прохождения военной службы по призыву в двойном размере, установления стажевого коэффициента 0,70 изменить:
обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Евстратенко А.И. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 11.11.1979г. по 30.10.1981г. в одинарном размере в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68 с 01.01.2006г. и бессрочно;
обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области произвести Евстратенко А.И. перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68 с 28.05.2003г. по 31.12.2005г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи