Решение по делу № 2-2259/2023 от 25.05.2023

Дело № 2-2259 /2023

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Коломенский городской суд ФИО5 <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевченко С.Н., с участием адвоката ФИО13, при секретаре судебного заседания ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> ФИО8, Министерству социального развития ФИО5 <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании предоставить услугу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> ФИО8, Министерству социального развития ФИО5 <адрес> о признании незаконным решения начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; обязании предоставить указанную государственную услугу и произвести по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями), оплату денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. путем безналичного перечисления денежных средств на счет , открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, на имя ФИО9, на основании сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) А.В.

В обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении указано, что ФИО14 (ФИО15) А.В., являясь матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Коломенского городского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ получила сертификат на региональный материнский (семейный) капитал серии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.

На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями), истец и ее супруг ФИО7 в общую совместную собственность приобрели квартиру, расположенную по адресу: ФИО5 <адрес>. В соответствии с условиями договора сумма денежных средств в размере <данные изъяты> руб. в счет оплаты за приобретаемое жилое помещение путем безналичного перечисления должна была быть перечислена в течение двух месяцев с момента подачи документов в Коломенское городское управление социальной защиты на счет, открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, на имя ФИО9, на основании сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) А.В.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за предоставлением государственной (муниципальной) услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу №Р от ДД.ММ.ГГГГ, однако в предоставлении услуги и перечислении денежных средств ей было отказано. В качестве причины вынесения решения указывалось несоответствие категории лиц, имеющих право на получение услуги, так как на момент обращения сын истца ФИО4 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Считая данное решение ответчика незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд.

В судебном заседании истец ФИО2, ее представитель – адвокат ФИО13, действующий на основании ордера, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.

Истец ФИО2 указала, что зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, и ее дети всегда проживали и проживают по месту ее жительства. Она работает в <адрес>, а ФИО4 обучается в МБОУ СОШ <адрес>.

Представитель истца дополнительно пояснил, что несовершеннолетний сын истца ФИО4 имел регистрацию по месту пребывания в <адрес> <адрес> как на момент предоставления истцу сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии РМК-11 от ДД.ММ.ГГГГ, так и на момента обращения за предоставлением услуги по реализации средств материнского (семейного) капитала, фактическое проживание истца и членов ее семьи в <адрес> подтверждается материалами дела.

Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области – ФИО12, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом решении. Дополнительно пояснила, что на момент выдачи истцу сертификата на региональный материнский (семейный) капитал нормативные положения о необходимости представления документов, подтверждающих факт регистрации заявителя и ее детей по месту жительства на территории Московской области, не действовали.

Третье лицо Министерство экономики и финансов Московской области извещалось надлежащим образом о месте и времени слушания по делу, но явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Свидетель ФИО7, допрошенный в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, пояснил суду, что является супругом истца ФИО2, совместно с которой они решили использовать средства регионального материнского (семейного) капитала для приобретения квартиры на территории <адрес>, где дети ФИО2 фактически проживают с момента рождения и до настоящего времени.

Выслушав в судебном заседании объяснения истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, и дав им соответствующую оценку, суд приходит к выводу о том, что указанный иск подлежит удовлетворению частично.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО14 (ФИО15) А.В. в связи с рождением второго ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Коломенского городского управления социальной защиты населения получен сертификат на региональный материнский (семейный) капитал, согласно которому она имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии со ст. 20.2 Закона ФИО5 <адрес> от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО5 <адрес>» в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями) заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с условиями которого истец и ее супруг ФИО7 приобрели в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: ФИО5 <адрес>.

В соответствии с условиями договора сумма денежных средств в размере <данные изъяты> руб. в счет оплаты за приобретаемое жилое помещение путем безналичного перечисления должна была быть перечислена в течение двух месяцев с момента подачи документов в Коломенское городское управление социальной защиты на счет, открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) А.В.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за предоставлением государственной (муниципальной) услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу №Р от ДД.ММ.ГГГГ, однако в предоставлении услуги и перечислении денежных средств ей было отказано. В качестве причины вынесения решения указывалось несоответствие категории лиц, имеющих право на получение услуги, так как на момент обращения сын истца ФИО4 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На территории ФИО5 <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Согласно ст. 2 указанного Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

В ст. 1 закона указывается, что действие закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.

В соответствии со ст. 20.5 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ:

Лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: получение образования ребенком (детьми); улучшение жилищных условий; получение ежегодной выплаты семьями, имеющими четырех и более рожденных (усыновленных) детей, а также семьями, имеющими троих детей, при условии, что третий ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно; компенсация затрат на газификацию объектов индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 3 статьи 20.5 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ порядок распоряжения средствами материнского капитала определяется Правительством Московской области.

Порядок распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (утв. постановлением Правительства Московской области от 27.06.2022 № 674/22) (далее – Порядок) устанавливает правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее соответственно – заявление, материнский капитал), перечень документов (сведений), необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Распоряжением Минсоцразвития Московской области от 10.11.2020 № 21РВ-176 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» (далее – Регламент). Регламент устанавливает состав, последовательность, сроки и особенности выполнения административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги, в том числе в электронном виде, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Министерства социального развития Московской области.

В силу ст. 1 Закона Московской области № 1/2006-03 действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19 Закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона Московской области № 1/2006-0З право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Пунктом 7 ст. 20.2 Закона Московской области № 1/2006-03 установлено, что условием получения материнского капитала является наличие у второго и последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло право на получение материнского капитала, гражданства Российской Федерации и места жительства в Московской области.

Согласно пункту 2 Порядка право на улучшение жилищных условий имеет лицо, получившее сертификат на материнский капитал и не использовавшее средства (часть средств) материнского капитала, отвечающее условиям Закона Московской области № 1/2006-0З «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Заявление на реализацию материнского капитала на улучшение жилищных условий подается лицом, указанным в пункте 2 Порядка, или лицом, являющимся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», а также в иных формах по выбору заявителя (представителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно пункту 6 Порядка вместе с заявлением заявитель (представитель) предоставляет электронные образы документов (сведений):

г) согласие на обработку персональных данных заявителя (представителя и субъектов персональных данных, указанных в документах (сведениях, представляемых заявителем (представителем):

Согласно пункту 21 Порядка для принятия решения о реализации средств (части средств) материнского капитала территориальное подразделение запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки следующие документы (сведения):

в Министерстве внутренних дел Российской Федерации:

подтверждающие место жительства заявителя на территории Московской области;

подтверждающие место жительства в Московской области ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, на момент обращения заявителя (представителя).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 место жительства удостоверяется отметкой в паспорте, у несовершеннолетних не достигших 14-ти лет свидетельством о регистрации по месту жительства. Регистрация по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.

Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что решение о распоряжении/отказе в распоряжении средствами регионального материнского капитала принимается уполномоченным органом на основании сведений о месте жительства заявителя и ребенка, с рождением которого возникло право на региональный материнский капитал, исходящими от органа регистрационного учета.

Учитывая, что Министерство социального развития Московской области – исполнительный орган государственной власти, то вышеуказанные нормативные правовые акты являются обязательными для исполнения.

Из доводов письменных возражений ответчика следует, что ДД.ММ.ГГГГ к заявлению ФИО2 были приложены следующие документы: сертификат на региональный материнский (семейный) капитал ; свидетельство о государственной регистрации права собственности; договор купли-продажи №бн; свидетельство о рождении VMIO ; паспорт гражданина Российской Федерации ; свидетельство о регистрации по месту пребывания (Форма 3) ; свидетельство о регистрации по месту пребывания; паспорт гражданина Российской Федерации .

Сотрудником Министерства был направлен межведомственный информационный запрос в МВД, в порядке пункта 21 Порядка, согласно ответу, поступившему на запрос Министерства, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 ГПК РФ).

В силу части 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Абзацем вторым ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания – постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с правом на распоряжение средствами регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих двоих и более детей, на реализацию права, предусмотренного Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» связано в том числе с обязанностью по предоставлению документов, подтверждающих место жительства в Московской области ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение регионального материнского (семейного) капитала, на момент обращения заявителя. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I, согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд считает, что истец, являясь матерью двоих несовершеннолетних детей, имеющая сертификат на региональный материнский (семейный) капитал серии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., проживая со всеми членами семьи в Московской области, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде реализации указанных денежных средств при приобретении жилого помещения, расположенного на территории Московской области, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

При этом исковые требования в части признания незаконным и отмене решения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

Как указано выше, Министерство социального развития Московской области, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, прямо предусмотренные Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2022 № 674/22, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории Московской области семьи заявителя.

Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами ГПК РФ только суду.

Из документов, которые представила истец ответчику для получения государственной услуги, усматривается, что она не представила сведения о месте жительства всех членов семьи на территории Московской области.

Таким образом, поскольку на дату подачи заявления истец не представила документы о проживании всех членов семьи в нарушение вышеуказанного Порядка, а именно, не был представлен документ, подтверждающий место жительства ФИО4 на территории Московской области, как предусмотрено вышеуказанным Порядком, то Окружным управлением социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> было принято обоснованное решение об отказе в предоставлении услуги по реализации средств регионального материнского (семейного) капитала.

Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истец, ее супруг и двое детей фактически проживают в г. Коломна Московской области, суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ей указанной услуги.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области ФИО8, суд отказывает, поскольку в силу приведенных нормативных положений оспариваемое решение было вынесено им как представителем Министерства социального развития Московской области, самостоятельным субъектом правоотношений по предоставлению указанной государственной (муниципальной) услуги он не является.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития ФИО5 <адрес> предоставить государственную услугу «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу ФИО2 №Р от ДД.ММ.ГГГГ, произвести по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями), оплату денежной суммы в размере <данные изъяты>) путем безналичного перечисления денежных средств на счет , открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, на имя ФИО9, на основании сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) ФИО2.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству социального развития Московской области в части признания незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала», в удовлетворении исковых требований к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области ФИО8 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Шевченко

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.Н. Шевченко

Дело № 2-2259 /2023

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Коломенский городской суд ФИО5 <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевченко С.Н., с участием адвоката ФИО13, при секретаре судебного заседания ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> ФИО8, Министерству социального развития ФИО5 <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании предоставить услугу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> ФИО8, Министерству социального развития ФИО5 <адрес> о признании незаконным решения начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; обязании предоставить указанную государственную услугу и произвести по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями), оплату денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. путем безналичного перечисления денежных средств на счет , открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, на имя ФИО9, на основании сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) А.В.

В обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении указано, что ФИО14 (ФИО15) А.В., являясь матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Коломенского городского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ получила сертификат на региональный материнский (семейный) капитал серии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.

На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями), истец и ее супруг ФИО7 в общую совместную собственность приобрели квартиру, расположенную по адресу: ФИО5 <адрес>. В соответствии с условиями договора сумма денежных средств в размере <данные изъяты> руб. в счет оплаты за приобретаемое жилое помещение путем безналичного перечисления должна была быть перечислена в течение двух месяцев с момента подачи документов в Коломенское городское управление социальной защиты на счет, открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, на имя ФИО9, на основании сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) А.В.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за предоставлением государственной (муниципальной) услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу №Р от ДД.ММ.ГГГГ, однако в предоставлении услуги и перечислении денежных средств ей было отказано. В качестве причины вынесения решения указывалось несоответствие категории лиц, имеющих право на получение услуги, так как на момент обращения сын истца ФИО4 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Считая данное решение ответчика незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд.

В судебном заседании истец ФИО2, ее представитель – адвокат ФИО13, действующий на основании ордера, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.

Истец ФИО2 указала, что зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, и ее дети всегда проживали и проживают по месту ее жительства. Она работает в <адрес>, а ФИО4 обучается в МБОУ СОШ <адрес>.

Представитель истца дополнительно пояснил, что несовершеннолетний сын истца ФИО4 имел регистрацию по месту пребывания в <адрес> <адрес> как на момент предоставления истцу сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии РМК-11 от ДД.ММ.ГГГГ, так и на момента обращения за предоставлением услуги по реализации средств материнского (семейного) капитала, фактическое проживание истца и членов ее семьи в <адрес> подтверждается материалами дела.

Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области – ФИО12, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом решении. Дополнительно пояснила, что на момент выдачи истцу сертификата на региональный материнский (семейный) капитал нормативные положения о необходимости представления документов, подтверждающих факт регистрации заявителя и ее детей по месту жительства на территории Московской области, не действовали.

Третье лицо Министерство экономики и финансов Московской области извещалось надлежащим образом о месте и времени слушания по делу, но явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Свидетель ФИО7, допрошенный в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, пояснил суду, что является супругом истца ФИО2, совместно с которой они решили использовать средства регионального материнского (семейного) капитала для приобретения квартиры на территории <адрес>, где дети ФИО2 фактически проживают с момента рождения и до настоящего времени.

Выслушав в судебном заседании объяснения истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, и дав им соответствующую оценку, суд приходит к выводу о том, что указанный иск подлежит удовлетворению частично.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО14 (ФИО15) А.В. в связи с рождением второго ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Коломенского городского управления социальной защиты населения получен сертификат на региональный материнский (семейный) капитал, согласно которому она имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии со ст. 20.2 Закона ФИО5 <адрес> от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО5 <адрес>» в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями) заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с условиями которого истец и ее супруг ФИО7 приобрели в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: ФИО5 <адрес>.

В соответствии с условиями договора сумма денежных средств в размере <данные изъяты> руб. в счет оплаты за приобретаемое жилое помещение путем безналичного перечисления должна была быть перечислена в течение двух месяцев с момента подачи документов в Коломенское городское управление социальной защиты на счет, открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) А.В.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за предоставлением государственной (муниципальной) услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу №Р от ДД.ММ.ГГГГ, однако в предоставлении услуги и перечислении денежных средств ей было отказано. В качестве причины вынесения решения указывалось несоответствие категории лиц, имеющих право на получение услуги, так как на момент обращения сын истца ФИО4 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На территории ФИО5 <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Согласно ст. 2 указанного Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

В ст. 1 закона указывается, что действие закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.

В соответствии со ст. 20.5 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ:

Лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: получение образования ребенком (детьми); улучшение жилищных условий; получение ежегодной выплаты семьями, имеющими четырех и более рожденных (усыновленных) детей, а также семьями, имеющими троих детей, при условии, что третий ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно; компенсация затрат на газификацию объектов индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 3 статьи 20.5 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ порядок распоряжения средствами материнского капитала определяется Правительством Московской области.

Порядок распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (утв. постановлением Правительства Московской области от 27.06.2022 № 674/22) (далее – Порядок) устанавливает правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее соответственно – заявление, материнский капитал), перечень документов (сведений), необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Распоряжением Минсоцразвития Московской области от 10.11.2020 № 21РВ-176 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» (далее – Регламент). Регламент устанавливает состав, последовательность, сроки и особенности выполнения административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги, в том числе в электронном виде, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Министерства социального развития Московской области.

В силу ст. 1 Закона Московской области № 1/2006-03 действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19 Закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона Московской области № 1/2006-0З право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Пунктом 7 ст. 20.2 Закона Московской области № 1/2006-03 установлено, что условием получения материнского капитала является наличие у второго и последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло право на получение материнского капитала, гражданства Российской Федерации и места жительства в Московской области.

Согласно пункту 2 Порядка право на улучшение жилищных условий имеет лицо, получившее сертификат на материнский капитал и не использовавшее средства (часть средств) материнского капитала, отвечающее условиям Закона Московской области № 1/2006-0З «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Заявление на реализацию материнского капитала на улучшение жилищных условий подается лицом, указанным в пункте 2 Порядка, или лицом, являющимся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», а также в иных формах по выбору заявителя (представителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно пункту 6 Порядка вместе с заявлением заявитель (представитель) предоставляет электронные образы документов (сведений):

г) согласие на обработку персональных данных заявителя (представителя и субъектов персональных данных, указанных в документах (сведениях, представляемых заявителем (представителем):

Согласно пункту 21 Порядка для принятия решения о реализации средств (части средств) материнского капитала территориальное подразделение запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки следующие документы (сведения):

в Министерстве внутренних дел Российской Федерации:

подтверждающие место жительства заявителя на территории Московской области;

подтверждающие место жительства в Московской области ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, на момент обращения заявителя (представителя).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 место жительства удостоверяется отметкой в паспорте, у несовершеннолетних не достигших 14-ти лет свидетельством о регистрации по месту жительства. Регистрация по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.

Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что решение о распоряжении/отказе в распоряжении средствами регионального материнского капитала принимается уполномоченным органом на основании сведений о месте жительства заявителя и ребенка, с рождением которого возникло право на региональный материнский капитал, исходящими от органа регистрационного учета.

Учитывая, что Министерство социального развития Московской области – исполнительный орган государственной власти, то вышеуказанные нормативные правовые акты являются обязательными для исполнения.

Из доводов письменных возражений ответчика следует, что ДД.ММ.ГГГГ к заявлению ФИО2 были приложены следующие документы: сертификат на региональный материнский (семейный) капитал ; свидетельство о государственной регистрации права собственности; договор купли-продажи №бн; свидетельство о рождении VMIO ; паспорт гражданина Российской Федерации ; свидетельство о регистрации по месту пребывания (Форма 3) ; свидетельство о регистрации по месту пребывания; паспорт гражданина Российской Федерации .

Сотрудником Министерства был направлен межведомственный информационный запрос в МВД, в порядке пункта 21 Порядка, согласно ответу, поступившему на запрос Министерства, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 ГПК РФ).

В силу части 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Абзацем вторым ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания – постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с правом на распоряжение средствами регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих двоих и более детей, на реализацию права, предусмотренного Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» связано в том числе с обязанностью по предоставлению документов, подтверждающих место жительства в Московской области ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение регионального материнского (семейного) капитала, на момент обращения заявителя. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I, согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд считает, что истец, являясь матерью двоих несовершеннолетних детей, имеющая сертификат на региональный материнский (семейный) капитал серии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., проживая со всеми членами семьи в Московской области, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде реализации указанных денежных средств при приобретении жилого помещения, расположенного на территории Московской области, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

При этом исковые требования в части признания незаконным и отмене решения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

Как указано выше, Министерство социального развития Московской области, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, прямо предусмотренные Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2022 № 674/22, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории Московской области семьи заявителя.

Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами ГПК РФ только суду.

Из документов, которые представила истец ответчику для получения государственной услуги, усматривается, что она не представила сведения о месте жительства всех членов семьи на территории Московской области.

Таким образом, поскольку на дату подачи заявления истец не представила документы о проживании всех членов семьи в нарушение вышеуказанного Порядка, а именно, не был представлен документ, подтверждающий место жительства ФИО4 на территории Московской области, как предусмотрено вышеуказанным Порядком, то Окружным управлением социального развития Министерства социального развития ФИО5 <адрес> было принято обоснованное решение об отказе в предоставлении услуги по реализации средств регионального материнского (семейного) капитала.

Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истец, ее супруг и двое детей фактически проживают в г. Коломна Московской области, суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ей указанной услуги.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области ФИО8, суд отказывает, поскольку в силу приведенных нормативных положений оспариваемое решение было вынесено им как представителем Министерства социального развития Московской области, самостоятельным субъектом правоотношений по предоставлению указанной государственной (муниципальной) услуги он не является.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития ФИО5 <адрес> предоставить государственную услугу «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала» по запросу ФИО2 №Р от ДД.ММ.ГГГГ, произвести по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6, ФИО9 (продавцами) и ФИО7, ФИО2 (покупателями), оплату денежной суммы в размере <данные изъяты>) путем безналичного перечисления денежных средств на счет , открытый во внутреннем структурном подразделении ПАО «Сбербанк России», Среднерусский Банк, реквизиты: <данные изъяты>, на имя ФИО9, на основании сертификата на региональный материнский (семейный) капитал серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 (ФИО15) ФИО2.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству социального развития Московской области в части признания незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Реализация средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала», в удовлетворении исковых требований к начальнику Окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области ФИО8 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Шевченко

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.Н. Шевченко

2-2259/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Косых Анастасия Витальевна
Ответчики
Начальник Окружного управления Социального развития № 11 по г.о.Коломна Министерства социального развития МО Шандров Александр Аркадьевич
Министерство социального развития Московской области
Другие
Кожанова Татьяна Александровна
Безлепкин Павел Александрович
Министерство экономики и финансов МО
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
kolomna.mo.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация административного искового заявления
25.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Дело оформлено
10.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее