Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года город Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Жильчинской Л.В.,
при секретаре судебного заседания Долгих С.В.,
с участием прокурора Свердловского района г. Иркутска Константиновой З.А.,
представителя истца Пачу М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> – 2395/16 по иску Администрации <адрес обезличен> к Григорьев В. А., Григорьева Т. И., Катрук И. В., Басхаева Е.В. о выселении,
УСТАНОВИЛ:
В суд с указанным иском обратилась Администрация <адрес обезличен>. В обосновании требований указано, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от <Дата обезличена>, собственниками жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, являются ответчики.
В соответствии с актом об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от <Дата обезличена> <Номер обезличен> многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, отнесен к категории непригодных для проживания и согласно постановлению администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес обезличен> в 2013-2016 годах в рамках реализации ФЗ от <Дата обезличена> № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлению <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-пп "Об утверждении региональной адресной программы <адрес обезличен> "Переселение граждан, проживающих на территории <адрес обезличен> из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах" многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда <адрес обезличен>, признанных до <Дата обезличена> аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с соглашением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Администрация <адрес обезличен> предоставляет в собственность ответчикам жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 57,2 кв.м. взамен жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>. Указанная квартира была передана ответчикам по акту приема-передачи от <Дата обезличена>.
Согласно п. 2.2.1 соглашения ответчики обязаны освободить старое жилье не позднее чем через месяц после государственной регистрации перехода права собственности на него. Жилое помещение по адресу <адрес обезличен> ответчики до сих пор не освободили, обязанность, предусмотренную соглашением не исполнили.
На основании изложенного, со ссылкой на ст. ст. 32 ЖК РФ, истец просит суд выселить ответчиков Григорьева В. А., Григорьеву Т. И., Катрук И. В., Басхаеву Е.В. из жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, с предоставлением другого жилого помещения, общей площадью 71,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
В судебном заседании представитель истца Администрации <адрес обезличен> – Пачу М. В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования.
Ответчики Ермакова С.А., Рассказова А.А. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили.
Суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков в порядке требований ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора <адрес обезличен> Константиновой З.А., полагавшей исковые требования Администрации <адрес обезличен> не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища предполагает, что в соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, принадлежит ответчикам Григорьеву В. А., Григорьевой Т. И., Катрук И. В., Басхаевой Е.В. на праве общей долевой собственности по 1/4 доли каждой, что подтверждается представленным суду договором передачи жилых помещений в собственность граждан от 27.07.1994
Из представленного суду акта Межведомственной комиссии, созданной в соответствии с распоряжением мэра <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, следует, что комиссией принято решение об отнесении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, лит. А к категории непригодных для проживания ввиду его аварийности и экономической нецелесообразности устранения дефектов. Принято решение по расселению жильцов из указанного жилого дома и его сносу.
Согласно постановлению администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес обезличен> в 2013-2016 годах в рамках реализации ФЗ от <Дата обезличена> № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлению <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-пп "Об утверждении региональной адресной программы <адрес обезличен> "Переселение граждан, проживающих на территории <адрес обезличен> из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах" многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда <адрес обезличен>, признанных до <Дата обезличена> аварийными и подлежащими сносу.
Из представленного суду соглашения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, заключенного между Администрацией <адрес обезличен> и Григорьевым В. А., Григорьевой Т. И., Катрук И. В., Басхаевой Е.В., усматривается, что Администрация <адрес обезличен> на основании постановления Администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в целях выполнения мероприятий по реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес обезличен> в 2013-2016 годах в рамках реализации ФЗ от <Дата обезличена> № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» выкупает у граждан <адрес обезличен>, общей площадью 42,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес обезличен> взамен данного жилого помещения предоставляет в счет выкупной цены в общую долевую собственность по 1/4 доле каждому из граждан другое жилое помещение – благоустроенную <адрес обезличен>, общей площадью 57,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии с п. 2.2.1 указанного соглашения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ответчики обязуются передать администрации спорное жилое помещение и освободить его не позднее, чем через две недели после подписания акта приема – передачи квартиры адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 57,2 кв.м.
В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Так, в силу ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. (ч. 2)
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. (ч. 6)
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. (ч. 8)
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. (ч. 9)
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пп. «г» п. 20 Постановления от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Согласно п. 22 Постановления, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
В материалы дела не представлено истцом доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры изъятия имущества, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ. Так, отсутствуют сведения о том, что ответчикам предоставлялось право выбора: снести аварийный дом, выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру или получить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств не возможно установить, является ли объект недвижимости, в котором расположена квартира, принадлежащая на праве собственности ответчикам, тем объектом недвижимости, который отнесен межведомственной комиссией к категории непригодных для проживания ввиду его аварийности и экономической нецелесообразности устранения дефектов. Так, в акте <Номер обезличен> от <Дата обезличена> имеется указание на литеру А <адрес обезличен>, в то время как в свидетельствах о государственной регистрации права указание на литеру отсутствует.
Администрацией <адрес обезличен> в силу требований ст. 56 ГПК РФ также не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчики до настоящего времени проживают в спорном жилом помещении.
Таким образом, оценив в представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации <адрес обезличен> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░> – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░░░░░