УИД: 77RS0002-02-2022-013976-30 Дело № 2-1425/2023
(2-12180/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Лушковой С.В.,
при секретаре Пахиновой Т.Е.,
с участием помощника Сыктывкарского транспортного прокурора Давыденко Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 января 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в Басманный районный суд города Москвы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению к информации, размещенной на официальном сайте железнодорожного вокзала Сыктывкар – http://syiktyivkar.dzvr.ru/ в сети Интернет с возможностью масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта (альтернативная версия для слабовидящих).
В обоснование требований указано, что несоблюдение действующего законодательства нарушает социальные права инвалидов (лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Определением Басманного районного суда города Москвы от ** ** ** гражданское дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия передано по подсудности на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми.
В судебном заседании помощник Сыктывкарского транспортного прокурора Давыденко Р.А. исковые требования поддержал.
Ответчик ОАО «Российские железные дороги» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил в материалы дела письменные возражения.
Третьи лица Роскомнадзор, Управление Роскомнадзора по Республике Коми явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что ОАО «Российские железные дороги» является субъектом транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал Сыктывкар.
Техническое сопровождение страниц железнодорожных вокзалов на сайте http://dzvr.ru/ осуществляется Дирекцией железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги».
Сыктывкарской транспортной прокуратурой в марте 2021 года проведена проверка в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства на железнодорожных вокзалах, в том числе г. Сыктывкар, ОАО «Российские железные дороги» в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет версии для слабовидящих.
** ** ** в адрес и.о. начальника железнодорожного вокзала Сыктывкар Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО3 Сыктывкарской транспортной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В ответ на представление ОАО «РЖД» сообщено, что в настоящее время ведутся работы по редизайну сайта dzvr.ru, в том числе страниц вокзалов, размещенных на нём. При доработке сайта буду учтены требования ГОСТ Р 52872-2019, в части представления информации для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также недоработки в части беспрепятственного доступа к размещенной информации на сайте dzvr.ru инвалидов по зрению.
Указанные нарушения не устранены, в связи с чем Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п. 2).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 14 указанного федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Приказом Росстандарта от 29.08.2019 № 589-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности".
Настоящий национальный стандарт содержит требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности. Требования стандарта учитывают широкий спектр расстройств функций организма и связанные с ними ограничения жизнедеятельности, в том числе: нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, трудности в обучении и неврологические нарушения.
Требования стандарта распространяются на доступность человеко-ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме. Требования настоящего стандарта относятся не только к ресурсам, размещенным в глобальной сети Интернет, но и к электронно-цифровой информации, распространяемой в сетях передачи данных предприятий, организаций и сообществ, пользователями которых могут оказаться люди с инвалидностью или люди преклонного возраста.
Согласно п. 3.1.13 ГОСТ Р 52872-2019 вспомогательные технологии: Аппаратное и программное обеспечение, применяемое пользователем с ограничениями жизнедеятельности отдельно или совместно с основным аппаратно-программным комплексом для обеспечения функциональности, не достижимой с помощью обычных аппаратных и программных средств.
В примечании 4 к пункту 3.1.13 ГОСТ Р 52872-2019 установлено, что вспомогательные технологии, актуальные для настоящего стандарта, включают в себя, но не ограничиваются:
- программы увеличения экрана, которые, как правило, содержат и другие инструменты, помогающие лучше воспринимать визуальную информацию слабовидящим пользователям (имеющим остаточное зрение), пользователям с нарушением восприятия, а также другими сенсорными и физиологическими особенностями, препятствующими чтению печатного текста;
- программы экранного доступа, позволяющие незрячим пользователям воспринимать текстовую и иную экранную информацию посредством рельефно-точечного шрифта Брайля, синтезированной речи, вибрационных, звуковых и иных сигналов;
- программы преобразования текста в речь, которые помогают людям с когнитивными, языковыми нарушениями и ограничением способности к обучению трансформировать текстовую информацию в синтезированную речь;
- программы распознавания речи для пользователей с некоторыми двигательными ограничениями;
- альтернативные клавиатуры для пользователей с некоторыми двигательными ограничениями, заменяющие обычную клавиатуру (клавиатуры, использующие наголовные указатели, простые переключатели, системы управления с помощью дыхания и другие специальные устройства ввода);
- альтернативные указатели для пользователей с некоторыми двигательными ограничениями, заменяющие обычный манипулятор мышь и позволяющие наводить указатель и активировать кнопки.
В соответствии с п. 4.1 Национального стандарта информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены пользователям в том виде, в котором пользователи могут их полноценно воспринять.
В соответствии со ст.ст. 12 ч. 1, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства отсутствия вменяемых нарушения требований федерального законодательства, либо сведения об устранении нарушений суду не представлено. В связи с чем, суд приходит к выводу, что указанные нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов (лиц с ограниченными возможностями) не способствуют созданию доступной среды для инвалидов, и находит подлежащими удовлетворению заявленные требования Сыктывкарского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению к информации, размещенной на официальном сайте железнодорожного вокзала Сыктывкар – http://syiktyivkar.dzvr.ru/ в сети Интернет с возможностью масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта (альтернативная версия для слабовидящих).
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Поскольку, непринятие ОАО «Российские железные дороги» мер к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидам по зрению к информации влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд с учетом доводов ответчика о запланированной адаптации официальных страниц в сети Интернет к требованиям доступности для лиц с ограниченными возможностями по зрению, суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности – до ** ** **.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению к информации, размещенной на официальном сайте железнодорожного вокзала Сыктывкар – http://syiktyivkar.dzvr.ru/ в сети Интернет с возможностью масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта (альтернативная версия для слабовидящих) в срок до ** ** **.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Лушкова
** ** **