УИД № 16RS0036-01-2020-006936-36
Дело №12-341/2020
РЕШЕНИЕ
13 августа 2020 года г. Альметьевск
Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан ШайдуллинР.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Экосервис» Муртазина ФИО на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РТ ГайнутдиновойЛ.А. по делу об административном правонарушении от 25 июня 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды ГайнутдиновойЛ.А. № от 25 июня 2020 года генеральный директор АО «Экосервис» Муртазин ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Муртазин ФИО обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью вины в совершении правонарушения. Свою жалобу мотивируют тем, что в нарушение положений закона материалы дела не содержат акта осмотра территории полигона ТБО, не установлено количество, объем обнаруженных автомобильных шин.
В судебном заседании представитель АО «Экосервис» - ФИО жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил удовлетворить. Также добавил, что материалы дела не содержат сведений о местонахождении полигона ТБО, где были выявлены предполагаемые нарушения. Представленный в материалах дела фотоснимок не содержит привязки ко времени и дате, а также месту, где он был сделан. Кроме того, указанный фотоснимок не включен в опись представленных материалов.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ ФИО. с жалобой не согласилась, просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. При этом ФИО в суде показала, что ею был осуществлен выезд на территорию полигона ТБО г. Альметьевск АО «Экосервис» по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, в границах землепользования ОАО им. Н.Е. Токарликова, где был выявлен факт правонарушения. При этом данный адрес не совпадает с юридическим адресом АО «Экосервис», указанный в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении.
Выслушав представителя АО «Экосервис», представителя Росприроднадзора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно материалам дела об административном правонарушении 11 июня 2020 года в 14:00 в ходе плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства АО «Экосервис» выявлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, а именно в ходе выезда на полигон ТБО выявлен факт размещения (захоронения) Обществом отходов - автомобильных отработанных шин, захоронение которых запрещается.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для составления старшим государственным инструктором Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора 11.06.2020 протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «Экосервис» Муртазина ФИО по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, которое должно быть описано в протоколе об административном правонарушении и в постановлении в должном объеме, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу ст.1.7, ч.1 ст.2.1, ст.26.1, ч.1 ст.28.2, ст.29.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие), совершенное в определенные время и дату, в определенном месте.
Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Следовательно, отсутствие в протоколе фактических сведений о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения не позволяет обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из описательно-мотивировочной части постановления № заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РТ от 25.06.2020, при проведении плановой выездной проверки соблюдения АО «Экосервис», юридический адрес 423453, Республика Татарстан, Альметьевский район, г.Альметьевск, ул.Геофизическая, д.1«в», требований природоохранного законодательства выявлено несоблюдение АО «Экосервис» требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно: АО «Экосервис» допустило размещение (захоронение) отходов шин автомобильных отработанных, захоронение которых запрещается.
Данные обстоятельства указаны и в протоколе об административном правонарушении.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При рассмотрении дела установлено, что в протоколе об административном правонарушении в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ, постановлении о привлечении к административной ответственности, не указано место совершения административного правонарушения.
Так, в протоколе и постановлении об административном правонарушении указаны сведения о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, в том числе указан его юридический адрес. Однако из указанных документов нельзя сделать вывод является ли юридический адрес местом совершения административного правонарушения.
При этом не учтено, что место совершения административного правонарушения должно быть не только установлено, но и подробно описано.
В суде представитель АО «Экосервис» ФИО и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ ФИО. показали, что юридический адрес АО «Экосервис» не является местом совершения административного правонарушения.
При отсутствии в материалах дела сведений о событии совершенного административного правонарушения, а именно о месте его совершения, невозможно осуществить правильную квалификацию действий привлекаемого лица.
Неустановление должным образом события административного правонарушения в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Указанные нарушения процессуальных требований являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене с возвратом дела на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат проверке все обстоятельства, имеющие значение для дела и последующего принятия законного решения, в том числе по обстоятельствам, изложенным в жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу генерального директора АО «Экосервис» Муртазина ФИО. удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды ГайнутдиновойЛ.А. № от 25 июня 2020 по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «Экосервис» Муртазина ФИО по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение тому же должностному лицу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: Р.Р. Шайдуллин