Решение по делу № 3а-838/2019 от 16.09.2019

Дело № 3а-838/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 29 ноября 2019 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д.,

с участием представителя административного лица Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» - Соловьева К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности:

1) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин, одноэтажного, площадью 83,8 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 606 000 рублей;

2) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин № 12, одноэтажного, площадью 112,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 792 000 рублей;

3) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин № 16, одноэтажного, площадью 75,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 537 000 рублей;

4) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин, одноэтажного, площадью 104,7 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 896 000 рублей.

В обоснование заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» указало на то, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости, определенная на основании постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», составляет для здания с кадастровым номером [номер] - 2 257 962,15 рублей; для здания с кадастровым номером [номер] – 3 052 829,5 рублей; для здания с кадастровым номером [номер] - 2 037 015,98 рублей; для здания с кадастровым номером [номер] - 2 821 105,46 рублей.

Заявленная рыночная стоимость спорных нежилых зданий подтверждена отчетом об оценке оценщика ФИО6 ООО «Нижтехинвентаризация» [номер] от 29.07.2019.

В досудебном порядке административный истец 21.08.2019 обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако уведомлением Комиссии от 26.08.2019 [номер] заявление Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» было возвращено без рассмотрения в связи с истечением 5-летнего срока обращения в Комиссию.

Ссылаясь на положения ст.ст.373, 388, 400 Налогового кодекса РФ, ст.ст.24.11, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Общество считает, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего Обществу нежилого здания, существенно затрагивает его права и обязанности по уплате налога на имущество организаций.

Кроме того, ООО «Альянс» заявило ходатайство о восстановлении срока на рассмотрение административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» от 07.06.2012 № 331 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области по состоянию на 05.06.2011.

Полномочия Правительства Нижегородской области по изданию постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 определены Федеральным законом от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительств Нижегородской области от 07.06.2012 г. № 331.

Таким образом, результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л.д.90-98 т.2).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, из которого следует, с 20.06.2015 Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Нежилое здание с кадастровым номером [номер] было поставлено на государственный кадастровый учёт 29.06.2009, нежилые здания с кадастровыми номерами [номер] и [номер] были поставлены на государственный кадастровый учёт 20.05.2010, нежилое здание с кадастровым номером [номер] было поставлено на государственный кадастровый учёт 29.04.2010. Объекты с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05.06.2011.

Кадастровая стоимость данных нежилых зданий утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области».

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, на основании Постановления № 331 Учреждением в лице филиала, в рамках полномочий, в государственный реестр недвижимости 07.07.2012 были внесены сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере 2 257 962,15 рублей, с кадастровым номером [номер] в размере 3 052 829,5 рублей, с кадастровым номером [номер] в размере 2 037 015,98 рублей, с кадастровым номером [номер] в размере 2 821 105,46 рублей по состоянию на 05.06.2011.

Учреждение указывает, что в случае предоставления в адрес Филиала вступившего в законную силу решения суда о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, Учреждение в рамках своих полномочий осуществит загрузку в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, просит суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя филиала с учётом позиции, закрепленной в настоящем отзыве.

Составу суда доверяет, отводов не имеет (л.д.75-87 т.2).

В судебном заседании представитель ООО «Альянс» – Соловьев К.Ю. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, согласно представленным позициям по делу.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя ООО «Альянс» - Соловьева К.Ю., обсудив доводы административного искового заявления, с учетом письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, допросив оценщика ФИО6, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

На основании ст.373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.374 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст.375 и п.2 ст.378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)» результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

Из материалов дела следует, что ООО «Альянс» является собственником объектов недвижимости:

1) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин, одноэтажного, площадью 83,8 кв.м., расположенного по адресу: [адрес];

2) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин № 12, одноэтажного, площадью 112,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес];

3) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин № 16, одноэтажного, площадью 75,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес];

4) нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин, одноэтажного, площадью 104,7 кв.м., расположенного по адресу: [адрес].

Право собственности Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» на указанные объекты недвижимости подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости [номер], [номер], [номер] и [номер] от 27.05.2019, соответственно (л.д.17-24 т.1), а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости [номер], [номер], [номер] и [номер] от 27.10.2019, представленными суду ФГБУ «ФКП Росреестра» Нижегородской области (л.д.63-74 т.2).

В силу ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.374 настоящего Кодекса, согласно которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Следовательно, Общество с ограниченной ответственностью «Альянс», права и обязанности которого как плательщика налога на имущество организаций затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по данному виду налога на принадлежащее ему нежилое здание, является в силу положений ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого здания.

Приходя к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» по существу, суд полагает необходимым удовлетворить заявленное ходатайство и восстановить предусмотренный ч.3 ст.245 КАС РФ, частью десятой ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости), сроками уплаты налога на имущество организаций.

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Материалами дела подтверждается, что 21.08.2019 Общество в досудебном порядке обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного нежилого здания по основанию установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, с предоставлением всех необходимых для этого документов. Однако уведомлением Комиссии от 26.08.2019 [номер] заявление Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» было возвращено без рассмотрения в связи с истечением 5-летнего срока обращения в Комиссию (л.д.6-10 т.2).

Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 29.06.2009;

объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 20.05.2010;

объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 20.05.2010;

объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 29.04.2010.

Вышеуказанные объекты вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированы по состоянию на 05.06.2011.

Кадастровая стоимость данных объектов утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 2 257 962,15 рублей, 3 052 829,5 рублей, 2 037 015,98 рублей и 2 821 105,46 рублей, соответственно.

Изменений кадастровой стоимости вышеуказанных объектов капитального строительства, по настоящее время, в Единый государственный реестр недвижимости не вносились (л.д.60-62 т.2).

Из вышеуказанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость спорных нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] является 05 июня 2011 года.

По делу установлено, что нежилые здания с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] включены в перечень объектов недвижимости (за исключением земельных участков), прошедших государственный кадастровый учет на территории Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 05 июня 2011 года, утверждены Постановлением № 331.

В соответствии с Приложением № 1 к указанному Постановлению, кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] была установлена по состоянию на 05.06.2011 и составляет: 2 257 962,15 рублей (п.<данные изъяты> раздела «[адрес] муниципальный район – л.д.95 т.2), 3 052 829,5 рублей (п.<данные изъяты> раздела «[адрес] муниципальный район– л.д.94 т.2), 2 037 015,98 рублей (п.<данные изъяты> раздела «[адрес] муниципальный район – л.д.96 т.2), 2 821 105,46 рублей (п.<данные изъяты> раздела «[адрес] муниципальный район – л.д.93 т.2), соответственно.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке оценщика ООО «Нижтехинвентаризация» ФИО6 от [номер] от 29.07.2019, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 05 июня 2011 года составляет 606 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 05 июня 2011 года составляет 792 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 05 июня 2011 года составляет 537 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 05 июня 2011 года составляет 896 000 рублей (л.д.29-153 т.2).

Судом установлено, что представленный отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015 г. №145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.

Выводы оценщика, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющегося членом Общероссийской общественной организация «Российское общество оценщиков», имеющей соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, методом сравнительной единицы в рамках затратного подхода и методом прямой капитализации в рамках доходного подхода к оценке, применение которых суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

При расчете стоимости спорных нежилых зданий методом сравнительной единицы в рамках затратного подхода, Оценщик основывался на данных сборников «Укрупненных показателей стоимости строительства» (УПСС) фирмы «Ко-ИНВЕСТ». Определен индекс перерасчета цен с цен 1969 года к ценам на дату определения оценки (табл.28 на стр.60 Отчета – л.д.88 т.2). Расчет прибыли предпринимателя был определен на основании Справочника оценщика недвижимости «Характеристики рынка. Прогнозы. Поправочные коэффициенты» г. Нижний Новгород, 2012 г.

Выбраны 3 объекта-аналога (табл.29 на стр.61 – л.д.89 т.2); рассчитан физический износ (табл.30-32 на стр.62 Отчета – 90 т.2), при этом функционального и экономического устаревания не выявлено.

Подробный расчет стоимости объектов недвижимости в рамках затратного подхода подробно изложен в разделе 14 Отчета на стр.57-65 Отчета (л.д.85-93).

При расчете стоимости объекта оценки методом сравнения продаж в рамках сравнительного метода, Оценщиком рассчитана рыночная стоимость земельных участков, относящегося к оцениваемым зданиям, для чего им были выбраны 3 объекта-аналога и применены корректировки: на торг - на основании Справочника оценщика недвижимости «Характеристики рынка. Прогнозы. Поправочные коэффициенты», г. Нижний Новгород, 2012 г.; на местоположение – расчет произведен по данным статьи «Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся в отдаленных районах», Лейфер Л.А., Кашникова З.А. и др., журнал «Вопросы оценки», № 4, 2006 г.; на площадь – рассчитано по формуле (табл.44-47 на стр.76-77 Отчета – л.д.104-105 т.2), на наличие коммуникаций – по данным сайта http://www.rview.ru/segment.html.

Для расчёта стоимости объекта оценки Оценщиком были выбраны 4 объекта-аналога и применены корректировки: на торг, на материал стен - на основании Справочника оценщика недвижимости «Характеристики рынка. Прогнозы. Поправочные коэффициенты», г. Нижний Новгород, 2012 г.; на местоположение – расчет произведен по данным статьи «Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся в отдаленных районах», Лейфер Л.А., Кашникова З.А. и др., журнал «Вопросы оценки», № 4, 2006 г.; на площадь – рассчитано по формуле на стр.92 Отчета – л.д.120 т.2); на наличие коммуникаций – источник информации: http://www.ceae.ru/ocenka-zemel-uchastkov.htm/; на размер земельного участка – рассчитан ранее в разделе 15.1 Отчета.

Расчет стоимости объектов недвижимости в рамках сравнительного подхода подробно изложен в разделе 15 Отчета на стр.65-106 Отчета (л.д.93-134 т.2).

В рамках доходного подхода был применен метод прямой капитализации. В рамках применения метода прямой капитализации оценщиком были выбраны 3 объекта-аналога, применены корректировки цен сопоставимых объектов: на торг, на материал стен – на основании Справочника оценщика недвижимости «Характеристики рынка. Прогнозы. Поправочные коэффициенты», г. Нижний Новгород, 2012 г.; на местоположение – расчет произведен по данным статьи «Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся в отдаленных районах», Лейфер Л.А., Кашникова З.А. и др., журнал «Вопросы оценки», № 4, 2006 г.

Далее Оценщиком была рассчитана величина арендной платы, определены: потенциальный валовой доход, операционные расходы, произведен расчет ставки капитализации (на основании Справочника оценщика недвижимости «Характеристики рынка. Прогнозы. Поправочные коэффициенты», г. Нижний Новгород, 2012 г.), определен чистый операционный доход.

Подробный расчет стоимости объектов оценки, определенные с применением критериев доходного подхода, представлен в разделе 16 на стр.106-121 Отчета (л.д.134-148 т.2).

Согласование результатов и итоговое заключение о стоимости спорных объектов недвижимости приведено в разделе 17 Отчета (стр.121-124 Отчета – л.д.148-152 т.2).

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке оценщика ООО «Нижтехинвентаризация» ФИО6 от [номер] от 29.07.2019, соответствующему требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.

На основании ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке оценщика ООО «Нижтехинвентаризация» ФИО6 от [номер] от 29.07.2019, отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] по состоянию на юридически значимую дату - 05.06.2011, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости вышеназванных нежилых зданий равной их рыночной стоимости, в заявленном размере подлежат удовлетворению.

Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости, в данном случае - в отношении находящихся в собственности у Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» вышеуказанных помещений, их рыночной стоимости на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается равной этой рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый указанной статьи).

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» 21.08.2019 обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области до обращения в суд.

С учетом разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер], которая соответствует дате обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, то есть 21 августа 2019 года.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин, одноэтажного, площадью 83,8 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости – 606 000 (шестьсот шесть тысяч) рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин № 12, одноэтажного, площадью 112,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости – 792 000 (семьсот девяносто две тысячи) рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером [номер] наименование: магазин № 16, одноэтажного, площадью 75,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости – 537 000 (пятьсот тридцать семь тысяч) рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование: магазин, одноэтажного, площадью 104,7 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости – 896 000 (восемьсот девяносто шесть тысяч) рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года.

Датой обращения Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Председательствующий Н.В. Гущева

В окончательной форме решение принято 29 ноября 2019 года.

3а-838/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Альянс"
Ответчики
Правительство Нижегородской области
Управление Росреестра по Нижегородской области
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Администрация г. Ветлуга
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
16.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
19.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2019[Адм.] Судебное заседание
27.11.2019[Адм.] Судебное заседание
29.11.2019[Адм.] Судебное заседание
29.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее