Решение по делу № 2а-6644/2021 от 31.08.2021

72RS0013-01-2021-009941-71

Дело №2а-6644/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Тюмень                                13 октября 2021 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Лобанова А.В.,

при секретаре Бушуевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковтун Ивана Александровича к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихоновой Анне Дмитриевне, начальнику отделения - старшему судебному приставу РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Булатовой Камиле Касимовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области об оспаривании бездействия должностных лиц службы судебных приставов,

У С Т А Н О В И Л:

Ковтун И.А. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихоновой А.Д., начальнику отделения - старшему судебному приставу РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Булатовой К.К., УФССП России по Тюменской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя. Требования мотивированы тем, что в РОСП Калининского АО г.Тюмени находится на исполнении исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ года возбужденное в отношении должника Лошакова С.В. в пользу взыскателя Ковтун И.А. В течении 2 месяцев как установлено законом требования исполнительного документа не исполнены. Приставы бездействуют более 4 месяцев. Несмотря на то, что приставом вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ года о розыске должника Лошакова С.В., фактически сведения на официальном сайте ФССП в разделе "Реестр розыска по исполнительным производствам" отсутствуют. Ведущий судебный пристав Омегова С.В. не смогла сообщить номер розыскного дела. Истец считает, что судебный пристав и начальник отделения Булатова К.К. имеют личную заинтересованность в неисполнении решения суда. Должник не вызывался повесткой и не опрашивался. На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихоновой А.Д. и начальника отделения - старшего судебного пристава РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Булатовой К.К. в рамках исполнительного производства № от 15.04.2021 года заключающихся в длительном непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного документа в виде нарушения п. 1 ст.36 ФЗ от 02.10.2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выразившегося в нарушении 2-месячного срока по исполнению требований исполнительных документов при наличии реальной возможности их исполнить (л.д.3-6).

24 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Тюменской области (л.д.2).

Административный истец Ковтун И.А., административные ответчики начальник отделения - старший судебный пристав РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Булатова К.К., судебный пристав-исполнитель РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихонова А.Д., представитель административного ответчика УФССП России по Тюменской области, заинтересованное лицо Лошаков С.В. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, доказательств уважительности причин неявки не представили.

Суд, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на основании исполнительного документа выданного Ленинским районным судом г.Тюмени ФС № от 21.01.2021 года, 15 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем РОСП Калининского АО г.Тюмени возбуждено исполнительное производство № о взыскании с должника Лошакова С.В. в пользу взыскателя Ковтун И.А. задолженности в размере 209 482,2 рубля (л.д.35-36, 37-38).

Административный истец указывает, что до настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены, нарушены требования закона об исполнении в двух месячный срок.

Действительно, согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Положения статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, приведен в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В силу положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.

Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Установленными по делу обстоятельствами, материалами исполнительного производства (л.д.33-67) подтверждается, что незаконное бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительных производств в отношении должника Лошакова С.В. отсутствует, поскольку предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа.

Факт совершения исполнительных действий в рамках исполнительного производства в отношении Лошакова С.В. подтверждается материалами исполнительного производства, а именно судебным приставом-исполнителем направлялись запросы в банки, регистрирующие органы, финансовые учреждения с целью установления имущества должника, подлежащего аресту, а также заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, денежных средств на счетах. 22.04.2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств (л.д.39). 07.07.2021 года и 28.09.2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об исполнительном розыске (л.д.55, 84-85). 29.07.2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ (л.д.57-58). 30.07.2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий по адресу: г.Тюмень, ул.Интернациональная, д.135, кв.3, согласно которого дом отсутствует (л.д.56). 06.08.2021 года судебным приставом-исполнителем составлена справка о проведенных процессуальных действиях по установлению местонахождения должника (л.д.62-63).

В судебном заседании установлено, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем неоднократно предпринимались необходимые исполнительные действия и применялись необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок.

Утверждения административного истца о незаконном бездействии административного ответчика, отсутствии эффективных мероприятий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства; в отношении должника приняты меры принудительного исполнения, совершены исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, которые, по своей сути, не противоречат закону, а также принципам исполнительного производства.

Также судом установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение им прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Кроме того, в случае уклонения самого должника от возложенных на него обязанностей, судебный пристав-исполнитель не несет какой-либо ответственности по неисполнению требований исполнительного документа, а не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата, не свидетельствует о его бездействии.

Как указано в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия должностного лица.

Поскольку доводы административного иска не нашли своего подтверждения, требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихоновой А.Д. и начальника отделения - старшего судебного пристава РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Булатовой К.К. в рамках исполнительного производства № от 15.04.2021 года заключающихся в длительном непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного документа в виде нарушения п. 1 ст.36 ФЗ от 02.10.2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выразившегося в нарушении 2-месячного срока по исполнению требований исполнительных документов при наличии реальной возможности их исполнить удовлетворению не подлежат.

Также суд находит необходимым применить к требованиям административного истца срок исковой давности на обращение в суд с рассматриваемым исковым заявлением, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ, статьей 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании части 8 статьи 219 КАС РФ, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Поскольку еще в апреле 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Лошакова С.В., 29.07.2021 года в адрес Ковтун И.А. судебным приставом направлен ответ на обращение в рамках исполнительного производства № от 15.04.2021 года (л.д.13), при этом с рассматриваемым административным иском Ковтун И.А. обратился в суд в 31 августа 2021 года, то есть 10-дневный срок на обжалование бездействия судебного пристава-исполнителя в указанной части пропущен.

Уважительные причины пропуска срока обращения об оспаривании бездействия должностных лиц РОСП Калининского АО г.Тюмени отсутствуют.

Более того, суд принимает во внимание, что взыскатель (истец) Ковтун И.А., при должной осмотрительности, имел возможность отслеживать движение хода исполнительного производства №, путем ознакомления, направления запросов, ходатайств, регистрации в личном кабинете на сайте ФССП России.

Кроме того в соответствии со ст.1 Федерального закона №215-ФЗ от 20 июля 2020 года «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» (далее ФЗ №215) настоящий Федеральный закон устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п.4 ст.1 ФЗ №215 положения настоящего Федерального закона применяются к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 мая 2021 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.5 ФЗ №215 в отношении должников-граждан до 01 июля 2021 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Положения настоящей части не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», Федеральным законом №215-ФЗ от 20 июля 2020 года «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции», ст.ст. 175-180, 219, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Ковтун Ивана Александровича к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихоновой Анне Дмитриевне, начальнику отделения - старшему судебному приставу РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Булатовой Камиле Касимовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области об оспаривании бездействия должностных лиц службы судебных приставов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.

Решение принято в совещательной комнате.

Председательствующий судья                             А.В. Лобанов

2а-6644/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковтун Иван Александрович
Ответчики
УФССП по Тюменской области
Булатова К.К. Старший судебный пристав-исполнитель, начальник отделения РОСП Калининского АО г. Тюмени
Тихонова А.Д. судебный пристав- исполнитель РОСП Калининского АО г. Тюмени
Другие
Лошаков Сергей Владимирович
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени Тюменской области
Судья
Лобанов Андрей Владимирович
Дело на странице суда
kalininsky.tum.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация административного искового заявления
01.09.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2021Подготовка дела (собеседование)
24.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
08.10.2021Подготовка дела (собеседование)
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее