Решение по делу № 11-12884/2022 от 15.09.2022

Судья Зозуля Н.Е.

Дело №2-2704/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №11-12884/2022

11 октября 2022 года         г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего     Давыдовой В.Е.,

судей          Бас И.В., Кучина М.И.,

при секретаре                  Ишкининой Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 21 июля 2022 года по иску прокурора города Копейска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности оборудовать площадку для контейнеров с твердыми коммунальными отходами.

Заслушав доклад судьи Бас И.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения прокурора Гурской О.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Копейска Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления <адрес>, в том числе: оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО с подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в срок до 01 декабря 2022 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе выездной проверки прокуратуры города 06 июня 2022 года установлено, что площадка <адрес> не в полной мере соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21, так как не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. 13 июня 2019 года заместителем прокурора города уже вносилось представление ВрИП Главы Копейского городского округа Челябинской области об устранении нарушений требований законодательства об обращении с ТКО. Непринятие администрацией Копейского городского округа Челябинской области мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучение.

Решением Копейского городского суда Челябинской области от 21 июля 2022 года иск прокурора г. Копейска удовлетворен; на администрацию Копейского городского округа Челябинской области возложена обязанность в срок до 01 мая 2023 года привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов <адрес>, в том числе оборудовать площадку подъездным путём, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.    

В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в сформированный и утвержденный постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области №2998-п от 29 декабря 2020 года реестр включено 755 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. На основании постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 17 декабря 2021 года №2971-п утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе». Постановлением №558-п от 24 февраля 2022 года внесены изменения в указанное постановление. Муниципальной программой предусмотрены мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. Сроки и этапы реализации муниципальной программы: 2022-2024 годы. Мероприятия выполняются планомерно, в установленные программой сроки, с учетом поступления денежных средств в бюджет города. Согласно подпрограмме «Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области», утвержденной в рамках государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2020-2025 годы, ответственным исполнителем программы является Министерство экологии Челябинской области, органы местного самоуправления являются соисполнителями. В соответствии с Правилами распределения иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» между администрацией Копейского городского округа и Министерством экологии Челябинской области заключено Соглашение от 15 февраля 2022 года №28-2022 на получение иных межбюджетных трансфертов на создание (оборудование) и оснащение мест (площадок) накопления ТКО. Кроме того, администрация Копейского городского округа, реализуя свои полномочия в указанной сфере, создала муниципальное учреждение Копейского городского округа «Городская служба заказчика». Основным видом деятельности согласно Уставу учреждения является выполнение функций муниципального заказчика по вопросам городского хозяйства, в том числе по организации благоустройства, озеленения и санитарного состояния территории округа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участники муниципальной программы МУ «Городская служба заказчика» и МКУ «Управление благоустройства» при осуществлении функций муниципального заказчика при выполнении мероприятий муниципальной программы проводят необходимые мероприятия для подготовки технических заданий, необходимых для формирования конкурсной (аукционной) документации на проектирование и выполнение мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, формируют (аукционную) документацию на проектирование и выполнение мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключают договоры (муниципальные контракты) на выполнение работ, необходимых для реализации мероприятий муниципальной программы. 25 апреля 2022 года между МУ «Городская служба заказчика» и ООО «СтройРегион» заключен муниципальный контракт №016-071, предметом которого являются работы по устройству в зоне индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждения), место выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием Приложение №1 к контракту. Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, на территории муниципального образования «Копейский городской округ» полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет МУ Копейского городского округа «Городская служба заказчика». Место (площадка) ТКО возле дома №<адрес> в данный контракт не включена. На сегодняшний день имеются неисполненные решения суда о возложении на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанности по приведению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа, в том числе, оборудовать площадки для установки контейнеров с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром. Таким образом, местами выполнения работ по устройству в зоне индивидуальной и жилой застройки контейнерных площадок по контракту в 2022 году являются места (площадки) ТКО по судебным решениям 2020-2021 годов. Вместе с тем, указанное обстоятельство не учтено судом, срок, определенный для исполнения судебного решения до 01 мая 2023 года, является фактически невыполнимым, поскольку муниципалитет при проведении работ ограничен сроками, предусмотренными бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе. Утверждение бюджета Копейского городского округа Челябинской области находится в исключительной компетенции Собрания депутатов. Муниципальный заказ на выполнение работ по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов №<адрес> должен оплачиваться за счет средств местного бюджета. Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 12 декабря 2021 года №323-МО «О бюджете Копейского городского округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы» в условиях жесткой экономии, не предусматривающей в полной мере расходы на жизнеобеспечение муниципальных учреждений, принят бюджет, не предусматривающий дополнительных доходов. Минимальные сроки аукционных процедур, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44 -Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», составляют не менее 40 дней, при этом указанный срок касается исключительно процедуры торгов, без учета мероприятий по внесению изменений в бюджет, муниципальную программу «Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Копейского городского округа», выполнения работ подрядной организации. Полагает, что приведенные доводы подтверждают факт невозможности исполнения решения суда по делу в срок без предоставления отсрочки. Оптимальный срок исполнения судебного решения - до 30 декабря 2023 года.

Представители ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области, третьего лица МУ «Городская служба заказчика» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 06 июня 2019 года №1418-п утверждены схемы и реестры существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа Челябинской области (л.д. 5).

Согласно утвержденной схеме и реестру в городе Копейске Челябинской области закреплено место (площадка) накопления ТКО по реестру №485, расположенная около дома №25 по ул. Хохрякова г.Копейска Челябинской области (л.д. 6-6об.).

В ходе проверки соблюдения требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, проведенной прокуратурой г. Копейска Челябинской области, установлено, что место (площадка) накопления <адрес> области не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном и ограждения (л.д.10-11).

По результатам проверки заместителем прокурора г. Копейска Челябинской области в адрес администрации Копейского городского округа Челябинской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (л.д. 7-8).

Из ответа администрации Копейского городского округа на представление прокурора г. Копейска следует, что в настоящее время администрацией формируется заявка в адрес Министерства экологии Челябинской области на приобретение контейнеров для накопления ТКО. После получения межбюджетных трансферов из областного бюджета планируется провести мероприятия по приобретению контейнеров и определению подрядной организации на выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. Мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО планируется осуществить при условии образовавшейся экономии средств по результатам исполнения бюджета городского округа по итогам 9 месяцев текущего финансового года (л.д.9).

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что ненадлежащее оборудование контейнерной площадки вблизи жилых домов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному выводу о возникновении у ответчика в силу закона обязанности по оборудованию вышеуказанного места (площадки) подъездным путем, твердым покрытием с уклоном и ограждением, в связи с чем возложил на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанность привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного вблизи жилого дома по вышеуказанному адресу.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, сделанными с учетом установленных по делу юридически значимых обстоятельств, при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих округов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3 названных Правил, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, вышеуказанные правовые нормы относят именно к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.

В Санитарно-эпидемиологических требованиях к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, предписано, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации №64 от 10 июня 2010 года, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями ((кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела по существу, в нарушение указанных выше правовых норм спорная контейнерная площадка не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном и ограждения.

Доводы ответчика о том, что полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТБО переданы органом местного самоуправления МУ «Городская служба заказчика» судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку они полностью опровергаются вышеназванными требованиями правовых актов.

Исходя из вышеприведенных положения законодательства, в том числе в области организации местного самоуправления, именно администрация г.Копейска Челябинской области, являясь территориальным органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, является ответственным лицом за устранение допущенных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

То обстоятельство, что спорная площадка накопления ТКО не вошла в список обустройства площадок на 2022 год не является основанием освобождения ответчика от обязанности по созданию мест (площадок) накоплений в соответствии с требованиями закона.

Бездействие ответчика, как органа местного самоуправления, выражающееся в непринятии мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Доводы апелляционной жалобы о том, администрацией г.Копейска Челябинской области планово осуществляются мероприятия по созданию и содержанию мест накоплений ТКО в рамках утвержденной муниципальной программы «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе» на период 2022 – 2024 годы, а также программы «Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области» в рамках государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2020-2025 годы, судебной коллегией отклоняются, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности принятого судом решения.

На момент вынесения решения суда спорная контейнерная площадка до настоящего времени не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Отсутствие соответствующего оснащения данной площадки свидетельствует о противоречащем указанным нормативным правовым документам бездействии ответчика, который обязан осуществлять деятельность по надлежащему содержанию этой площадки, своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика о невозможности выполнения возложенной на него судом обязанности в срок до 01 мая 2023 года, судебная коллегия находит установленный судом срок разумным, соответствующим объему тех мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику для создания места (площадки) накоплений ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Возражения ответчика относительно финансирования на указанные цели в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не свидетельствуют о незаконности решения суда и не могут являться основанием для освобождения от обязанности устранения выявленных нарушений. Ответчик не лишен права осуществлять устранение таких нарушений с соблюдением положений правовых актов и должен регулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы в сроки, установленные судом.

Кроме того, в случае если в указанный срок решение не будет исполнено администрацией города и при наличии объективных к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке его исполнения.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Оснований для изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Копейского городского суда Челябинской области от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-12884/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Копейска Челябинской области
Ответчики
Администрация Копейского городского округа Челябинской области
Другие
Муниципальное учреждение «Городская служба заказчика»
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Бас Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
15.09.2022Передача дела судье
11.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее