Решение по делу № 3а-31/2019 от 21.11.2018

Дело № 3а-31/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 10 января 2019 года

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.

при секретаре Корниловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Романова АИ об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Романов А.И. обратился в суд с иском в обосновании которого указал, что является собственником 10/565 доли земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 7458000+/-23896 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований истец указал, что кадастровая стоимость названного участка установлена в размере 36917100 рублей 00 копеек. С указанной оценкой административный истец не согласен, считает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 ЗК РФ она должна быть установлена равной рыночной стоимости.

Романов А.И. и его представитель Беспалов К.В. в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств не представили.

Представители административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата «Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лица, сособственники спорного земельного участка с кадастровым номером 34:01:000000:2400, представители заинтересованного лица администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств не представили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Романов А.И. является собственником 10/565 доли земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 7458000+/-23896 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 10-31).

Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную и увеличивает размер земельного налога, истец считает, что кадастровая стоимость должна быть определена в размере рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а затем в суде, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, указанная норма закона допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно данным кадастровой справки, а также сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером № <...> установлена на 27 ноября 2017 года и составляет 36917100 рублей (л.д. 8, 125).

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, следует, что, количественные и качественные характеристики спорных объектов оценки после 27 ноября 2017 года не изменялись, их кадастровая стоимость определена распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» от 27 ноября 2013 года № 2577-р по состоянию на 27 ноября 2017 года.

Таким образом, датой, по состоянию на которую должна быть определена кадастровая стоимость спорного земельного участка - 27 ноября 2017 года.

Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 6 КАС РФ, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.

Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.

Административным истцом суду представлен отчёт К-008-09/2018 от 27 сентября 2018 года, подготовленный ИП Покручиной Н.П. по определению рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 7458000+/-23896 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 27 ноября 2017 года составляет 12138000 рублей (л.д. 52-116).

Каких-либо данных о несоответствии названного отчёта Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оценённого земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой оценки, участвующие в деле лица суду не представили, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы.

Давая оценку отчёту, суд исходит из того, что он содержит все предусмотренные законодательством сведения, в нем указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведены анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки.

Административные ответчики по делу и заинтересованные лица возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.

Суд считает, что административный истец представил доказательства, подтверждающие заявленные требования, доказал своё право на обращение в суд и нарушение его прав результатами кадастровой оценки.

Суд полагает установленным, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, следовательно, заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи Романовым А.И. административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной – 21 ноября 2018 года, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Романова АИ об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 7458000+/-23896 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 12138000 рублей по состоянию на 27 ноября 2017 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанция Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Антропов

Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен 14 января 2019 года.

Судья Е.А. Антропов

3а-31/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романов Александр Иванович
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Волгоградской области
Другие
Беспалов Константин Викторович
Администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация административного искового заявления
20.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Подготовка дела (собеседование)
20.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее