Решение по делу № 2а-111/2018 от 18.01.2018

Дело № 2а-111/2018

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Максимовой О.В.,

при секретаре Кириловой С.А.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Богучанского района Мокшиной Н.Н.,

представителя административного ответчика администрации Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края Копылова С.В., действующего на основании решения № 1-1 от 18.09.2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, выраженного в неполучении паспортов на автомобильные дороги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Богучанского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, выраженного в неполучении паспортов на автомобильные дороги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Богучанского района проведена проверка соблюдения администрацией Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края требований федерального законодательства при осуществлении дорожной деятельности в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 указанного закона, Уставом Нижнетерянского сельсовета дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения. В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. На администрацию Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края, исходя из изложенных норм, возлагается обязанность провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог местного значения на территории Нижнетерянского сельсовета в соответствии с Ведомственными строительными нормами 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». Ответчиком не принимается мер к проведению технического учета и паспортизации в отношении автомобильных дорог местного значения на территории <адрес>. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог нарушает права и интересы граждан, участников дорожного движения, в связи с чем, прокурор, с целью защиты интересов неопределенного круга лиц, просит: признать незаконным бездействие администрации Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края по неполучению паспортов на автомобильные дороги поселения, а именно: <адрес>, <адрес>, протяженностью 7,4 км.; обязать администрацию Нижнетерянского сельсовета <адрес> провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах населенного пункта – <адрес>, а именно: <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 1 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 1 км., <адрес> протяженностью 0,2 км., <адрес> протяженностью 0,2 км., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Богучанского района Мокшина Н.Н. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, суду пояснила, что факт бездействия административного ответчика установлен в ходе проведенной проверки, технический учет и паспортизация дорог до настоящего времени ответчиком не проведены, все заявленные в иске улицы являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения.

Представитель административного ответчика администрации Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края Копылов С.В., действующий на основании решения № 1-1 от 18.09.2013 года, в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал, полагая их незаконными и необоснованными, поддержал все изложенное в письменных возражениях на административное исковое заявление, согласно которым в нарушение пунктов 4, 9 части 2 статьи 125 КАС РФ в иске не указаны: сведения о том, какие именно права, свободы и законные интересы нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; отсутствует перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов, согласно положению ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, отсутствуют какие-либо доказательства наличия автомобильных дорог в населенном пункте <адрес>. Ссылки административного истца на общие нормы законодательства сами по себе не содержат обязанности для администрации и не могут расцениваться как описание незаконности бездействия. Согласно п. 1 Постановления Правительства РСФСР от 24.12.1991 года № 61 «О классификации автомобильных дорог в РСФСР» автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, с 1991 года классифицировались по принадлежности на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные, а именно: к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью РСФСР, и подразделяются на: дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью; федеральные дороги; республиканские, краевые, областные дороги и дороги автономных образований, относящиеся соответственно к собственности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных образований; к ведомственным и частным автомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, колхозов, совхозов, крестьянских {фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» при разграничении государственной собственности объекты государственной собственности передавались только в муниципальную собственность городов и районов. В 2006 году Постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 года № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» в Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 года № 61 были внесены изменения с установлением автомобильных дорог общего пользования поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений). Таким образом, до 25.04.2006 года в данном классификаторе отсутствовало само понятие автомобильные дороги поселений, поэтому право собственности на автомобильные дороги у поселения могло возникнуть лишь с 25.04.2006 года при их строительстве или передаче, например, из района. Однако, в Нижнетерянском сельсовете с 25.04.2006 года никакие автомобильные дороги местного значения не строились и ему не передавались. Также, согласно понятию, приведенному в Федеральном законе от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В пункте 3.3 СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85» указано, что дорога автомобильная - инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей и других транспортных средств, имеет: земляное полотно, дорожную одежду, проезжую часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и обустройство дороги. Из Письма Министерства экономического развития РФ от 11 июля 2014 г. № Д23и-2426 под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и/или подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами. При этом, сельсоветом автомобильные дороги не проектировались и не строились. С 1989 года и до настоящего момента проектирование и строительство улично-дорожной сети в поселении регламентировано СНиП 2.07.01-89, согласно абзацу 1 пункта 1.3 которого требования настоящего свода применяются к деятельности, приводящей к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания. Таким образом, до 25.04.2006 года на территории любого населенного пункта поселения отсутствовали автомобильные дороги поселений, но могли быть дороги, улицы и площади с различными покрытиями - от шлакового до железобетонного. Также, дороги и улицы поселений не стали автоматически автомобильными дорогами в связи с принятием Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или изменением вопросов местного значения или включением в классификатор автомобильных дорог РФ. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Дополнительно представитель административного ответчика Копылов С.В. суду пояснил, что в п. Нижнетерянск Богучанского района нет автомобильных дорог, имеется улично-дорожная сеть, по улицам ездят автомобили, отсыпка улиц и поддержание их в надлежащем состоянии сельсоветом ведется, указание в постановлении № 18-П от 07.06.2016 года на утверждение перечня именно автомобильных дорог местного значения является ошибочным.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений администраций сельсоветов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (п. 9).

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В силу п. 8 ст. 6 указанного Федерального закона, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 указанного Федерального закона).

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Указанные полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Во исполнение данных положений Законом Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность определяется как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Уставом Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края, с изменениями, зарегистрированными 09.06.2015 года, Нижнетерянский сельсовет является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Богучанского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом.

Административным центром сельсовета является <адрес> (п. 2 ст. 2 Устава).

Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Совету депутатов поселения (п. 3 ст. 6 Устава).

В соответствии со ст. 7 Устава к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Главы Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края от 07.06.2016 года -П утверждены перечень и протяженность автомобильных дорог местного значения Нижнетерянского сельсовета. Согласно указанному Перечню автомобильными дорогами местного значения Нижнетерянского сельсовета являются: <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 1 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 1 км., <адрес> протяженностью 0,2 км., <адрес> протяженностью 0,2 км., всего общей протяженностью 7,4 км.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Богучанского района, было установлено, что администрацией Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края не принимается мер к проведению технического учета и паспортизации в отношении указанных в Перечне дорог местного значения, а именно: <адрес>, <адрес>, протяженностью 7,4 км. На данные автомобильные дороги отсутствуют технические паспорта.

Указанные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, административным ответчиком не отрицались.

Согласно ответам Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края от 18.05.2017 года и 14.07.2017 года работы по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения не проводились в связи с отсутствием финансирования, на сессии Совета депутатов сельсовета по принятию бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов будут приняты меры к устранению нарушений.

Между тем, согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения.

Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог.

Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений, текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений, оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, аудит безопасности дорожного движения, оценка освещенности автомобильных дорог.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).

Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение административным ответчиком обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние автомобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающих не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

С учетом изложенного, суд приходит к утверждению о том, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Вопреки доводам административного ответчика, отсутствие паспортизации спорных дорог создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения Нижнетерянского сельсовета относится к вопросам местного значения Нижнетерянского сельсовета, работы по паспортизации дорог должны проводиться административным ответчиком.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими действий (бездействия).

Административный ответчик в нарушение вышеприведенной нормы права не обеспечил предоставление в суд доказательств, подтверждающих необоснованность исковых требований прокурора, предъявленных к нему.

Доводы административного ответчика об отсутствии в <адрес> автомобильных дорог поселений с указанием на то, что с 25.04.2006 года автомобильные дороги, являющиеся в силу СП 34.13330.2012 инженерным сооружением, предназначенным для движения автомобилей, местного значения в поселке не проектировались, не строились и сельсовету не передавались, до 25.04.2006 года законами и нормативно-правовыми актами, в частности Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 года № 61 «О классификации автомобильных дорог в РСФСР», наличие в поселении указанных дорог не было предусмотрено, суд находит не состоятельными, поскольку перечень автомобильных дорог местного значения Нижнетерянского сельсовета во исполнение положений ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утвержден Постановлением Главы Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края от 07.06.2016 года № 18-П. Указанное Постановление является действующим, незаконным не признано, сведений о внесении в него изменений в материалах дела не имеется, административным ответчиком не представлено. Ссылки стороны ответчика на Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 года № 61 суд не принимает во внимание, поскольку последнее утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 года № 767.

Отсутствие перечня прилагаемых к иску документов согласно положениям ч. 1 ст. 126 КАС РФ, на что указывает административный ответчик в обоснование своих возражений на иск, правового значения для разрешения спора по существу не имеет.

Исходя из положений ст. 226 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействия) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд, признав такое заявление обоснованным, признает решение действия (бездействия) государственного органа и (или) его должностных лиц незаконным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, то бездействие администрации Нижнетерянского сельсовета по проведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог местного значения в соответствии с Постановлением Главы Нижнетерянского сельсовета от 07.06.2016 года № 18-П нарушает, вопреки доводам административного ответчика, предоставленное п. 1 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, судебная защита которого гарантирована п. 1 ст. 46 Конституции РФ, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, признать незаконным бездействие администрации Нижнетерянского сельсовета по не принятию мер к проведению паспортизации автомобильных дорог, а именно: <адрес>, протяженностью 7,4 км., обязать административного ответчика провести технический учет и паспортизацию указанных автомобильных дорог, расположенных в границах поселка <адрес>.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), расходы которых осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, данный вопрос требует своевременного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей. Отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства.

Исходя из принципа разумности, с учетом конкретных обстоятельств и необходимости предоставления административному ответчику достаточного времени для работ с учетом процедуры оформления, составления проекта бюджета, его принятия, получения денежных средств, выполнения работ по межеванию границ и изготовлению межевых планов земельных участков под автодорогами, заключения договора с организацией, имеющей право на проведение соответствующего вида работ, разработки и направления на согласование, суд полагает возможным установить для администрации Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу для устранения допущенных нарушений требований безопасности дорожного движения, принимая во внимание объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам РФ, обязав администрацию Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края в указанный срок сообщить в Богучанский районный суд Красноярского края и прокурору Богучанского района об исполнении решения.

Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края по не принятию мер к паспортизации автомобильных дорог поселения – поселка Нижнетерянск Богучанского района Красноярского края, а именно: <адрес>, <адрес>, протяженностью 7,4 км.

Обязать администрацию Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах населенного пункта – поселка <адрес>, а именно: <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 1 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> протяженностью 0,4 км., <адрес> протяженностью 1 км., пер. Сосновый протяженностью 0,2 км., <адрес> протяженностью 0,2 км., в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Богучанский районный суд Красноярского края и прокурору Богучанского района об исполнении решения.

Решение суда может быть обжаловано в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края.

Председательствующий подпись О.В. Максимова

Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2018 года.

Копия верна

Судья О.В. Максимова

2а-111/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Нижнетерянского сельсовета
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
boguchan.krk.sudrf.ru
18.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Судебное заседание
19.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее