УИД 24OS0000-01-2021-000390-83
3а-556/2021
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2021 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чекана Дениса Леонидовича к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,
установил:
Чекан Д.Л. обратился с административным иском к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», просит суд (с учетом уточнений) установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости 528 000 рублей, определенной по состоянию на 04.09.2013.
Требования мотивированы тем, что он являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером №, в период с 27.07.217 по 10.07.2020 согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость недвижимого имущества составляет 4038877,92 руб., тогда как согласно отчету № 2/20 от 28.04.2021, выполненному оценщиком ООО «Сибэкс» Боргояковой Ю.Н. по заказу Чекана Д.Л., рыночная стоимость нежилого помещения составляет 423 000 руб. Установлением кадастровой стоимости выше рыночной нарушаются права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В судебном заседании административный истец Чекан Л.Л. административные исковые требования поддержал по указанным в административном иске основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Красноярского края – Векшина Е.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании заинтересованное лицо Кузнецова Е.В. просила удовлетворить заявленные требования.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), МИФНС №17 по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01.11.2018 № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2019.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Чекан Д.Л. на основании договора купли-продажи от 27.07.2017 являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером № 10.07.2020 передал здание по договору купли-продажи Кудрявцевой Е.В.
Согласно выписке из ЕГРН от 25.03.2021, по состоянию на 04.09.2013 кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 4038877,92 руб.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 2/20 от 28.04.2021, выполненный оценщиком ООО «Сибэкс» Боргояковой Ю.Н., согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 04.09.2013 составляет 423 000 рублей.
В связи с возражениями Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства по административному делу, а также представленной к этим возражениям рецензией на отчет о выявленных ошибках, повлиявших на стоимость нежилого здания административный истец обратился к оценщику ООО «Сибэкс» Боргояковой Ю.Н для исправления отчета. В исправленном отчете рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 04.09.2013 составляет 528 000 рублей, исправленный отчет послужил основанием для уточнения иска административным истцом. Уточненный иск принят судом. Исправленный отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения увеличил его рыночную стоимость по сравнению с первоначальными требованиями.
Согласно статье 3 ФЗ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований ставить под сомнение исправленный отчет № 17/21 от 21.07.2021, выполненный ООО «Сибэкс» Боргояковой Ю.Н., о рыночной стоимости нежилого здания. Суд принимает исправленный отчет в качестве надлежащего доказательства по делу, согласно которому, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 04.09.2013 составляет 528 000 рублей.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.
Так как, до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № должна быть определена по состоянию на 04.09.2013 равной его рыночной стоимости в размере 528 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения Чекан Д.Л. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 02.06.2021.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Чекану Денису Леонидовичу срок для подачи административного искового заявления.
Административное исковое заявление Чекана Дениса Леонидовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, площадью 336 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, адрес (местоположение): № в размере его рыночной стоимости 528 000 рублей, определенной по состоянию на 04.09.2013.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером № считать дату обращения в суд 02.06.2021.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Дата изготовления решения в окончательной форме: 27.07.2021.