Решение
Именем Российской Федерации
15 февраля 2019 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Блинковой О.В., с участием соистцов Туюзюковой Н.В. и Туйзюкова В.В., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-62 по иску Туйзюковой Н.В. и Туйзюкова В.В. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области о признании права общей долевой собственности на блок жилого дома блокированной застройки,
установил:
Туйзюкова Н.В. и Туйзюков В.В. обратились в суд с иском к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области и Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, в котором просили признать за ними право общей долевой собственности на блок жилого дома блокированной застройки, общей площадью 57,5 кв.м. (по приказу Минэкономразвития России № 90 от 01.03.2016 года-72,1 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что истцы являлись собственниками квартиры (общая долевая собственность <данные изъяты> доли у Туйзюкова В.В. и <данные изъяты> доли у Туйзюковой Н.В.) расположенной в <адрес>, общей площадью 57,5 кв.м., с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара указанная квартира пострадала незначительно и подлежала восстановлению. Впоследствии квартира была отремонтирована. Земельный участок под жилым помещением, площадью 300 кв.м., с кадастровым номером № также принадлежит истцам на праве общей долевой собственности, право зарегистрировано. Согласно Постановлению Администрации сельского поселения Шигоны № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом с кадастровым номером № признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный жилой дом снят с кадастрового учета. Право собственности на жилое помещение прекращено, что подтверждается сведениями ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. В 2017 году Администрацией сельского поселения Шигоны муниципального района <адрес> жилому помещению был присвоен новый адрес: <адрес>, сельское поселение Шигоны, <адрес>. Согласно техническому паспорту от 12.11.2018 блок жилого дома блокированной застройки имеет площадь 57,5 кв.м. (по приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90, общая площадь блока 72,1 кв.м.). площадь соответствует ранее зарегистрированному праву. Согласно техническому заключению от 12.12.2018 года, подготовленному АО ПИ «Сызраньагропромпрект» блок жилого дома блокированной жилой застройки имеет общую глухую стену с соседним блоком жилого дома блокированной застройки, но не имеет общих чердака, подполий, вспомогательных помещений, наружных входов. Блок жилого дома имеет обособленный вход, самостоятельные инженерн6ые коммуникации. Помещение соответствует санитарным и техническим требованиям жилых домов и используется по назначению.
В судебном заседании соистцы Туйзюкова Н.В. и Туйзюков В.В. исковые требования поддержали в полном объеме. Показали, что их квартира находилась в восьми квартирном доме. ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме произошел пожар, из восьми квартир пять сгорело. Они и соседи Воробьев И.С. и Воробьев Д.И. отказались переезжать из квартир, так как квартиры не сильно пострадали. Земельный участок под квартирой оформлен, границы установлены.
Представитель Администрации муниципального района Шигонский Самарской области и Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский в судебное заседание не явились, направив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, оставив удовлетворение иска на усмотрение суда.
Третьи лица Воробьев И.С. и Воробьев Д.И. в судебное заседание не явились, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представили.
Представитель третьего лица Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Шигонский Самарской области в суд не явился, в отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив удовлетворение исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 72,1 кв.м., расположенную в <адрес>А, <адрес>, можно считать блоком жилого дома блокированной застройки, т.е. самостоятельным объектом.
Представитель третьего лица КУМИ муниципального района Шигонский Самарской области в суд не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив удовлетворение исковых требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Заслушав пояснения истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По мнению суда, истцы представили суду достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком доме (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
В соответствии с положением ст. 16 ЖК РФ, как квартира, так и жилой дом (часть жилого дома) имеет единый статус - жилого помещения и являются самостоятельными объектами жилищных прав.
Принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки от квартир является расположение блока на отдельном земельном участке, отсутствие общих коммуникаций и помещений общего пользования, а также общих элементов в строении за исключением стен.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что для отнесения жилого дома к жилым домам блокированной застройки необходимо наличие у каждого блока отдельного земельного участка, что отличает его от многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, относящемся к общему имуществу собственников такого дома. Кроме того жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным жилым домам.
Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Согласно ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство.
Из материалов дела следует, что истцы являлись собственниками квартиры в праве общей долевой собственности <данные изъяты> доли за Туйзюковым В.В. и <данные изъяты> доли за Туйзюковой Н.В., площадью 57,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, в котором находилась указанная квартира, сгорел в результате пожара в 2014 году.
Согласно Постановлению Администрации сельского поселения Шигоны № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета, право собственности на квартиру прекращено, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с техпаспортом, подготовленным ГУП СО «ЦТИ» от 12.11.2018 года спорное жилое помещение представляет собой жилой дом, 1898 года постройки, общей площадью 57,5 кв.м., в том числе жилой 33,2 кв.м., число этажей 1. Общая площадь на основании Приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 составляет 72,1 кв.м.
Из материалов дела, а в частности технического заключения АО ПИ «Сызраньагропромпроект» от 12.12.2018 года, усматривается, что блок жилого дома блокированной застройки (квартира № 1) Лит. А 1989 года постройки, капитальный ремонт в 2007 году, одноэтажный, прямоугольной формы в плане с размерам по наружным граням. В блоке жилого дома блокированной застройки располагаются три жилые комнаты, кухня, коридор, ванная, туалет. Общая площадь дома составляет 57,5 кв.м., в том числе жилая 33,2 кв.м. Техническое состояние основных конструктивных элементов блока жилого дома блокированной застройки характеризуется, как удовлетворительное. Блок жилого дома блокированной застройки имеет общую глухую стену с соседним блоком жилого дома блокированной застройки, но не имеет общих чердака, подполий, вспомогательных помещений, наружных входов, имеет обособленный вход. Общая устойчивость и безопасность при эксплуатации блока жилого дома блокированной застройки обеспечена.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 300 кв.м., категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для блокированной жилой застройки, расположенный в <адрес> А, <адрес> принадлежит истцам на праве общей долевой собственности, <данные изъяты> доля в праве за Туйзюковым В.В. и <данные изъяты> доли в праве за Туйзюковой Н.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.
Согласно акту обследования земельного участка, подготовленного КУМИ муниципального района Шигонский Самарской области 29.01.2019 года, земельный участок относится к землям населенных пунктов. На земельном участке расположена часть жилого дома, земельный участок огорожен забором.
В соответствии с градостроительным заключением Отдела архитектуры от 28.01.2019 года № 2 спорное жилое помещение является блоком жилого дома блокированной застройки общей площадью 57,5 кв.м., в том числе жилой 33, 2 кв.м. (по приказу Минэкономразвития от 01.03.2016 № 90-72,1 кв.м). Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов с количеством блоков не более двух, с размещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры. Предельные параметры объекта капитального строительства, установленные для данной территориальной зоны, не нарушены. Линия застройки не нарушена. Общая устойчивость и безопасность блока жилого дома блокированной застройки, во время эксплуатации обеспечена. Не нарушены права и законные интересы граждан, третьих лиц, не создается угроза жизни и здоровью людей. Блок жилого дома блокированной застройки соответствует техническим нормам и правилам, отклонений от предельных параметров строительства нет.
Соистцами представлены договор поставки газа, договор на оказание коммунальных услуг, договор энергоснабжения, договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Судом установлено, что права и интересы иных лиц не нарушены.
Соответчики, а также третьи лица, которые наделены полномочиями выдавать разрешение на реконструкцию, переустройство жилого помещения и ввод его в эксплуатацию, возражений на иск не имеют.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку иной возможности у истцов установить свои права не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.) ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 57,5 ░░.░. (░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 90 ░░ 01.03.2016 ░░░░ 72,1 ░░.░.), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.