Дело № 2-761/2019
РЕШЕНИЕ именем Российской ФедерацииУхтинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.
при секретаре Ханмагомедовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 18 марта 2019 года гражданское дело по иску Дмитриевой О.А. к ООО «ПФ«Логистик» о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства, денежной компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм, компенсации морального вреда,
установил:
Дмитриева О.А. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ПФ «Логистик»(далее по тексту ООО «ПФ «Логистик», Общество) о взыскании средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения в размере 69692,40 рублей, денежной компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм в общем размере 2138,08 рублей, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование требований истцом указано на то, что в период с <...> г. по <...> г. состояла в трудовых отношениях с Обществом, уволена в связи с сокращением штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Работодателем ей была выплачена средняя заработная плата за три месяца со дня увольнения. ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» принято решение о сохранении за ней среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения. Указанные решения были направлены в адрес Общества, однако до настоящего времени работодателем не произведены положенные выплаты заработка на период трудоустройства. В связи с чем истцом заявлены вышеуказанные требования.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. к участию в дело в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения города Ухты» (далее по тексту ГУ РК «ЦЗН г. Ухты»).
В настоящее судебное заседание ответчик не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.
Ответчиком в адрес суда направлен отзыв на исковое заявление, в котором Общество не признает требования истца в полном объеме, указывая на то, что у истца отсутствуют исключительные случаи, дающие основания для сохранения за ней среднего заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Истец в судебном заседании на иске настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель третьего лица Майоров С.П., действующий на основании доверенности, полагал требования Дмитриевой О.А. обоснованными. Пояснил, что при принятии решения о сохранении за истцом заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого, шестого месяцев ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» было учтено то, что Дмитриева О.А. добросовестно исполняла законные требования, являющиеся обязательными для граждан, признанных в установленном порядке безработными (не нарушала условия и сроки перерегистрации, условия и сроки посещения работодателей по направлениям центра занятости), а так же активно занималась самостоятельным поиском подходящей работы; на иждивении Дмитриевой О.А. находится несовершеннолетний ребенок, и отсутствуют другие источники дохода.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Дмитриева О.А. в период с <...> г. по <...> г. состояла в трудовых отношениях с ООО «ПФ «Логистик», работая в должности ....
Трудовые отношения между сторонами прекращены <...> г. в соответствии с приказом от <...> г. .... истец уволена с занимаемой должности в связи с сокращением штата работников на основании п. 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что <...> г. Дмитриева О.А. зарегистрирована в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» в целях поиска подходящей работы, с <...> г. истец признана безработной в соответствии с приказом ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» .... от <...> г..
Решением ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» от <...> г. .... Дмитриевой О.А. сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения; решением ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» от <...> г. .... Дмитриевой О.А. сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения; решением ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» от <...> г. .... Дмитриевой О.А. сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения. Работодателем выплата среднего заработка на период трудоустройства истца в течении четвертого, пятого, шестого месяца не произведена, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
При разрешении заявленного требования суд принимает во внимание следующее.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Из положений ст. 318 ТК РФ следует, что работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2). Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Как следует из Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 г., одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, который предоставляется в соответствии со статьями 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации. Работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы - не свыше трех месяцев (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что гарантии по выплате выходного пособия за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, предусмотренные законом, установлены с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по сравнению с иными территориями страны.
При установленных по делу обстоятельствах и, исходя из перечисленных правовых норм, требования истца о взыскании с ответчика сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого, шестого месяцев являются законными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика об отсутствии у истца исключительного случая для сохранения заработка не период трудоустройства являются несостоятельными.
Полномочия по принятию решения о сохранении за уволенным работником заработка на период трудоустройства возложены законом на органы службы занятости, которые при принятии данного решения исследуют наличие исключительного случая.
В рассматриваемом споре истец в установленный законом срок обратилась в службу занятости в целях поиска подходящей работы, не была им трудоустроена, истец не имеет дополнительного источника средств к существованию, получателем пенсий, пособий, социальных выплат не является, кроме того имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Указанные обстоятельства были учтены ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» при принятии решений о сохранении за истцом заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения. Кроме того, вышеприведенные решения ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» ответчиком в установленный законом срок обжалованы не были.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сохраняемый заработок на период трудоустройства за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения в общем размере 46255,95 рублей.
Расчет заработка произведен судом следующим образом:
Заработок за четвертый месяц с <...> г. по <...> г. = ... (среднедневной заработок) х ... рабочих дня = 16367,49 руб. +
Заработок за пятый месяц с <...> г. по <...> г. = ... (среднедневной заработок) х ... рабочих дня = 15655,86 руб. +
Заработок за шестой месяц с <...> г. по <...> г. = ... (среднедневной заработок) х ... рабочих дней = 14232,60 руб.
Суд не может принять расчет задолженности по выплате сохраняемого заработка на период трудоустройства, произведенный истцом, поскольку он произведен в нарушение ст. 139 Трудового кодекса РФ. При расчете истец исходит из размера заработной платы, установленной дополнительным соглашением к трудовому договору от <...> г., что не является верным.
Согласно статье 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных данным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного данной статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее Положение).
Согласно п. 9 Положения при определении среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
С учетом указанной нормы закона требование Дмитриевой О.А. о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм является законным и подлежит удовлетворению.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за задержку выплаты сохраняемого заработка по состоянию на <...> г. в размере 2847,47 рублей.
(...
...
...
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено возмещение работнику в денежной форме морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Указанная норма закона возлагает на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору.
Учитывая нарушение прав истца на получение сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства, требование о взыскании компенсации морального вреда является обоснованным.
С учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца сумму компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета МОГО «Ухта» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1973,10 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:Взыскать с ООО «ПФ «Логистик» в пользу Дмитриевой О.А. заработок на период трудоустройства за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения в размере 46255 рублей 95 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 2847 рублей 47 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, всего подлежит взысканию 51103 рубля 42 копейки.
Взыскать с ООО «ПФ «Логистик» в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в размере 1973 рубля 10 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с 25 марта 2019 года.
Судья Н.В. Курлапова