РЎСѓРґСЊСЏ Рбрагимов Р .РЎ. 16OS0000-01-2019-000136-43
дело № 3а-308/2019
дело № 33а-13867/2019
учет № 121а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
8 октября 2019 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Казань Судебная коллегия РїРѕ административным делам Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РІ составепредседательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Н.Н., Фатхутдинова Р.Р.,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Садиковой Р.Р¤.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Р›.Р.Сибгатуллиной административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан РЅР° решение Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 7 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Татагропромстрой» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об определении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственных объектов) площадью 16 691 квадратных метров с кадастровым номером ....:37, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 8896 303 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 декабря 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
открытое акционерное общество «Татагропромстрой» является арендатором земельного участка общей площадью 16691 кв.м с кадастровым номером ....:37, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года №2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 26753670,08 руб.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, открытое акционерное общество «Татагропромстрой» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного, просило установить кадастровую стоимость земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости в размере 8379 000 руб.
Суд принял решение вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 7 июня 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывается, что заключение судебного эксперта от 8 мая 2019 года № 3а-308/2019ПН, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Открытое акционерное общество «Татагропромстрой», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), которая устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с абзацем 3 части 11 статьи 25.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, РІ подтверждение СЃРІРѕРёС… РґРѕРІРѕРґРѕРІ Рѕ несогласии СЃ указанной кадастровой стоимостью земельного участка административный истец представил подготовленный РїРѕ его заказу оценщиком общества СЃ ограниченной ответственностью В«Ркономичная Быстрая Оценка Собственности» отчет РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° в„–389-Рќ/2 РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером <адрес>:37 РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° составила 8379 000 СЂСѓР±.
РџРѕ ходатайству представителя административного ответчика Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РїРѕ делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия представленного административным истцом отчета РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства РѕР± оценочной деятельности Рё определения рыночной стоимости земельного участка, РІ отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость. Проведение экспертизы поручено эксперту общества СЃ ограниченной ответственностью «Ди СЌРЅРґ РР» Оценка» Желновой Р›.Рњ.
Заключением судебного эксперта Желновой Л.М. от 8 мая 2019 года №3а-308/2019ПН по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет от 29 ноября 2018 года №389-Н/2 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При этом, отвечая на поставленные судом вопросы, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:37 по состоянию на 1 января 2015 года в размере 8896 303 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии с заключением судебного эксперта от 8 мая 2019 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
На основании части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Желнова Л.М. в установленном законом порядке предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Она имеет диплом о высшем образовании, диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», а также свидетельство о повышении квалификации в Ярославском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности по программе «Оценочная деятельность» и стаж работы в оценочной деятельности 13 лет.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так как судебно-экспертная деятельность регулируется положениями иного закона.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы выводов СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ данному делу Рё вышеизложенных установленных РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства обстоятельств РЅРµ опровергают, фактически сводятся Рє повторению РґРѕРІРѕРґРѕРІ административного ответчика, приводившихся РёРј РІ обоснование своей позиции Рѕ несогласии СЃ заключением судебного эксперта, которые РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ были оценены СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, Рё отмену обжалуемого судебного акта также повлечь РЅРµ РјРѕРіСѓС‚.
Рмеющие значение для обстоятельства определены СЃСѓРґРѕРј правильно, РїСЂРё этом нарушения РЅРѕСЂРј материального права Рё РЅРѕСЂРј процессуального права СЃСѓРґРѕРј допущено РЅРµ было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё