№ 2- 5023/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2015 г. г. Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы, в составе:
председательствующего судьи - <данные изъяты>
при секретаре – Серафонтовой Р.М.,
с участием прокурора – Абдулаева А.С.,
представителя ответчика по доверенности - Мазгарова М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Дочернему предприятию Махачкалинского пассажирского авто предприятия № ГУП «Дагавтотранс» о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить надлежащее состояние антирретористической защищенности,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Дочернему предприятию Махачкалинского пассажирского авто предприятия № ГУП «Дагавтотранс» о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить надлежащее состояние антирретористической защищенности, указывая, что прокуратурой <адрес> с привлечением работников ОВО по <адрес> ФГКУ УВО МВД по РД, МТУ Ространснадзора по СКФО и ОНД по <адрес> ГУ МЧС России по РД в Дочернем предприятии Махачкалинского пассажирского авто предприятия № ГУП «Дагавтотранс» (далее- МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс») проведена проверка соблюдения законодательства антитеррористической защищенности, об обеспечении транспортной безопасности и пожарной безопасности. В ходе проверки указанного предприятия выявлены грубые нарушения требований законодательства об обеспечении транспортной безопасности, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, угрожающие жизни и здоровью людей. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии со ст.6 Закона и Приказа Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс», являющееся собственником объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, внесено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ, реестровый номер АТА0001883), с присвоенной четвертой категорией. В связи с этим Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс» было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за №10-29/20799. Однако, на момент проверки договор на проведение оценки уязвимости МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс» с компетентными органами не заключен и оценка не проведена, что является грубым нарушением требований законодательства о транспортной безопасности. Кроме того, руководство МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс» не принимает достаточных мер для обеспечения безопасности объекта. Так, согласно акту обследования технической укрепленности и антитеррористической защищенности, составленному ОВО по <адрес> ФГКУ УВО МВД по РД, не установлена кнопка тревожной сигнализации или не заключен договор с ОВО по экстренному вызову наряда полиции по мобильному телефону; не установлен железобетонный забор с тыльной стороны; с ведомственной охраной и персоналом ежедневно не проводятся инструктажи о бдительности, обходе территории и прилегающей местности. Руководителем организации не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого помещения по назначению. (ФЗ от 22.07.2008г. № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4, (ПНР в РФ № п.2); Провода шлейфа автоматической пожарной сигнализации в кабинете № проложены на расстоянии менее 50 см от электросветильника СП 5.13130 2009п.13.15.15; - в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта; (п. 64 ППР РФ ППРФ № 390); В помещениях, руководитель организации не обеспечивает достаточное количество табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны. ФЗ от 22.07.2008г. № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4, (ППР РФ п.6); Руководитель организации не обеспечивает выполнение ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. (ППР РФ п.63). Техническая укрепленность и организация охраны МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс» не соответствует предъявляемым требованиям надежной защиты объекта от террористических актов, диверсий и иных преступных посягательств. Выявленные нарушения свидетельствуют об антитеррористической незащищенности МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс», что в условиях высокого уровня террористической активности представляет повышенную опасность для персонала предприятия, а также людей, находящихся на его территории. Террористические акты, как и экстремистские проявления, относятся к чрезвычайным ситуациям, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в связи с чем, необходимо заблаговременно принимать меры, направленные на максимально возможное уменьшение риска возникновения терактов. Деятельность транспортного предприятия без соблюдения требований вышеназванного законодательства может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинение существенного материального ущерба предприятию. Просят суд удовлетворить требование.
В судебном заседании прокурор Абдулаев А.С., требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Дочернего предприятия Махачкалинского пассажирского авто предприятия № ГУП «Дагавтотранс» по доверенности Мазгаров М.К., в судебном заседании пояснил, что заочное решение было принято без участия их представителя, просил принять законное и обоснованное решение суда.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора <адрес>, подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В материалах дела имеется справки о результатах проверки соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ года, из которой следует, что прокуратурой <адрес> с привлечением работников ОВО по <адрес> ФГКУ УВО МВД по РД, МТУ Ространснадзора по СКФО и ОНД по <адрес> ГУ МЧС России по РД в Дочернем предприятии Махачкалинского пассажирского автопредприятия № ГУП «Дагавтотранс» (далее- МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс») проведена проверка соблюдения законодательства антитеррористической защищенности, об обеспечении транспортной безопасности и пожарной безопасности.
Указанной справкой также подтверждается, что в ходе проверки указанного предприятия выявлены грубые нарушения требований законодательства об обеспечении транспортной безопасности, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, угрожающие жизни и здоровью людей.
Согласно ч.1 ст.4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее -Закона) порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу ст.6 Закона количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого, осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Статьей 7 Закона устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии со ст.6 Закона и Приказа Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс», являющееся собственником объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, внесено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ, реестровый номер АТА0001883), с присвоенной четвертой категорией.
Согласно ст.5 Закона и п.5.7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Требовании по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс» обязано было в течение трех месяцев после получения уведомления провести оценку уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры и результаты оценки уязвимости в установленной форме утвердить в компетентных органах.
Однако, на момент проверки, договор на проведение оценки уязвимости МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс» с компетентными органами не заключен и оценка не проведена, что является грубым нарушением требований законодательства о транспортной безопасности.
В судебном заседании установлено, что руководство МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс» не принимает достаточных мер для обеспечения безопасности объекта.
Согласно имеющему в деле акту обследования технической укрепленности и антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ года, составленному ОВО по <адрес> ФГКУ УВО МВД по РД, не установлена кнопка тревожной сигнализации или не заключен договор с ОВО по экстренному вызову наряда полиции по мобильному телефону; не установлен железобетонный забор с тыльной стороны; с ведомственной охраной и персоналом ежедневно не проводятся инструктажи о бдительности, обходе территории и прилегающей местности.
Между тем, в соответствии со статьей 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2010, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся такие организационно - технические мероприятия, как разработка и реализация мероприятий по обеспечению объектов особой важности инфраструктуры и жизнеобеспечения техническими средствами защиты.
Здания и помещения предприятия не соответствуют требованиям Федеральных законов "О пожарной безопасности", "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме»; Правил пожарной безопасности (НПБ 110-03, ППБ-01-03), утвержденных приказами МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№315,313; Строительных норм и правил (СНиП) 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №18-7.
Из имеющегося в материалах дела Акта совместного обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ за №4-12/428, следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- провода шлейфа автоматической пожарной сигнализации в кабинете № проложены на расстоянии менее 50 см от электросветильника СП 5.13130 2009п.13.15.15;
- в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта; (п. 64 ППР РФ ППРФ № 390);
- в помещениях, руководитель организации не обеспечивает достаточное количество табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны. ФЗ от 22.07.2008г. № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4, (ППР РФ п.6);
Руководитель организации не обеспечивает выполнение ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. ( ППР РФ п.63).
В судебном заседании установлено, что не отрицал и представитель ответчика, транспортное предприятие по сей день эксплуатируется с нарушениями законодательства о пожарной безопасности и в этих условиях создается реальная угроза возникновения на данном объекте пожара с тяжелыми последствиями. При этом какие-либо действенные меры, направленные на исключение таких нарушений закона со стороны должностных лиц учреждения не принимаются.
Хотя в соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из выше изложенного следует, что техническая укрепленность и организация охраны МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс», не соответствует предъявляемым требованиям надежной защиты объекта от террористических актов, диверсий и иных преступных посягательств.
Выявленные в результате проверки нарушения свидетельствуют об антитеррористической незащищенности МПАП-1 ГУП «Дагавтотранс», что в условиях высокого уровня террористической активности представляет повышенную опасность для персонала предприятия, а также людей, находящихся на его территории. Террористические акты, как и экстремистские проявления, относятся к чрезвычайным ситуациям, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в связи с чем, необходимо заблаговременно принимать меры, направленные на максимально возможное уменьшение риска возникновения терактов. Деятельность транспортного предприятия без соблюдения требований вышеназванного законодательства может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинение существенного материального ущерба предприятию.
Таким образом, дав оценку указанным обстоятельствам в совокупности, суд приходит к выводу, что требование прокурора <адрес>, является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора <адрес>, удовлетворить.
Признать не соответствующим закону бездействие Дочернего предприятия Махачкалинского пассажирского автопредприятия № ГУП «Дагавтотранс» в части не обеспечения антитеррористической защищенности данного предприятия, не обеспечения требований законодательства о транспортной безопасности и пожарной безопасности.
Обязать Дочернее предприятие Махачкалинского пассажирского авто предприятия № ГУП «Дагавтотранс» в лице его руководителя ФИО4 устранить в полном объеме нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, законодательства о транспортной безопасности и о пожарной безопасности, выявленные прокуратурой <адрес> в ходе настоящей проверки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес>.
Судья М.Т. Гюльмагомедов
Отпечатано в совещательной комнате.