Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
28 апреля 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан об обязании предоставить ей субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту на приобретение (строительства) жилья в <адрес> в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу,-
установил:
ФИО4 обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Минстрой РД о предоставлении бюджетной субсидии для компенсации части расходов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение (строительства) жилья в РД в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставлении гражданам субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам в рамках реализации государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в РД».
Истцом были предоставлены все необходимые для получения субсидии документы.
Истцом и ее супругом ФИО2 был взят кредит «ПРИОБРЕТЕНИЕ ГОТОВОГО ЖИЛЬЯ» в ПАО «Сбербанк России» ДД.ММ.ГГГГг. на сумму 2 550 000 рублей под проценты 13,25% годовых. На основании данного ипотечного кредита приобретена квартира, расположенная по адресу: РД, Махачкала, <адрес>, общей площадью 82,5 кв.м., где истец сейчас с семьей проживает и уже оформила право собственности.
По сегодняшний день истец с супругом оплачивают ипотечный кредит, однако субсидия по указанной выше программе так и не получена.
Истцом было дважды направлено обращение в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД, на что каждый раз получала один ответ.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в ответе Минстроя РД №.1-109472023 указано, что согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, семья истицы значится в реестре получателей бюджетных субсидий. Однако, к сожалению, в условиях отсутствия своевременного финансирования из республиканского бюджета РД предоставление истице бюджетной субсидии временно невозможно. Такой же ответ был получен в 2018 г.
Просит суд обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД предоставить ФИО4 бюджетной субсидии для компенсации части, расходов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение (строительства) жилья в РД в течении 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу.
От третьего лица Министерства финансов РД поступили возражения, мотивированные тем, что Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена Государственная программа Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>».
Заказчиком и ответственным исполнителем Программы являлось Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, которое определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, их соответствие программным целям и задачам.
Участниками Программы являлись:
- Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан;
- Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;
- Министерство образования и науки Республики Дагестан.
Финансирование Программы осуществлялось за счет средств федерального бюджета РФ, республиканского бюджета РД, местных бюджетов, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и из внебюджетных источников (средства населения).
Реализация Программы была рассчитана на период - с 2014 по 2015 год.
Действие Программы продлевалось на последующий период 2016 - 2022 годов.
Социальные выплаты на компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) из республиканского бюджета было профинансировано:
- в 2015 году - 42 187,50 тыс. рублей;
- в 2016 году - 18 250,00 тыс. рублей;
- в 2017 году - 20 000,00 тыс. рублей;
- в 2019 году - 118 008,89 тыс. рублей;
- в 2020 году - 10 000,00 тыс. рублей;
- в 2021 году - 1 000,00 тыс. рублей;
Информацией, как и кому распределены указанные средства и почему истец не получил компенсацию задолженности по бюджетным субсидиям из выделенных средств, Министерство финансов РД не располагает.
В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности ФИО6 просят суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО7 просит отказать в удовлетворении иска, поскольку истица состоит в списках очередников за порядковым номером 772, а в декабре 2022 года они смогли выплатить субсидию только стоящему в очереди за номером 552. Одновременно всех обеспечить субсидией они не в состоянии, ввиду недостаточности выделяемых средств в бюджете РД на эти цели.
Представитель третьего лица – Минфина РД ФИО8 считает, что ими выделены с 2015 года на эти цели Минстрою РД в соответствии с бюджетом около 200 млн. рублей, однако по ее сведениям, эти день частично они использовали на другие цели.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в <адрес>» утверждена программа «Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан», которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения на территории республики реализуется Минстроем РД.
В соответствии с приложением № к программе «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» разработано Положение «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам», согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве приобретения жилого помещения на первичного и вторичном рынках жилья; строительства индивидуального жилого дома и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом качества жилищного обеспечения жильем отдельных категорий граждан, используется только на компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно п. 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № бюджетная субсидия предоставляется гражданину ежеквартально в течении 5 лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления.
ФИО3 заключила с ПАО Сбербанк кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение готового жилья на сумму 2 550 000 рублей под 11.9 % годовых, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Из письменных ответов ответчика, следует, что истец значит в реестре получателей бюджетных субсидий согласно поданному заявлению о предоставлении бюджетной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ей средства не предоставляются в связи с нехваткой денежных средств у ответчика на указанные цели.
В судебном заседании ответчиком не оспаривалась задолженность по выплате субсидии, указывалось лишь на нехватку денежных средств.
Довод об отсутствии денежных средств не является юридически значимым обстоятельствам в рамках рассматриваемого спора, поскольку предоставление указанной субсидии не ставится в зависимость от наличия денежных средств на ее предоставление. При этом в Положении, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № также не оговорено, что субсидия предоставляется в порядке очередности.
В этой связи, исковое требование о понуждении ответчика предоставить ФИО4 бюджетной субсидии для компенсации части расходов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилья в РД подлежит удовлетворению, однако только в части.
Так, истец просит обязать ответчика предоставить указанную компенсацию в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу, однако такой срок явно недостаточен для исполнения, поскольку средства должны быть заложены в бюджете республики.
Суд считает необходимым предоставить ответчику срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО4, - удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ФИО4 субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту на приобретение (строительства) жилья в <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска, - отказать.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев