Судья Блейз И.Г. Дело № 2-731/2019
(первая инстанция)
№33-735/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 25 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,
при секретаре - Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании восстановить на учете,
УСТАНОВИЛА:
Истец Роживец С.Э. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании незаконным решения об отказе в принятии на жилищный учет, восстановлении на учете, мотивируя исковые требования тем, что истец состояла на квартирном учете в Севастопольском гарнизоне при Черноморском высшем военно-морском училище им. П.С. Нахимова в общей очереди с 16 ноября 2004 года, составом семьи два человека. Уведомлением № 4446-исх от 05 сентября 2018 года ответчиком Департаментом капитального строительства г. Севастополя отказано истцу в принятии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года № 116 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи два человека, ссылаясь на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, на наличие у истца на праве собственности земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома, хозяйственных построек по адресу: <адрес>
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2019 года вышеуказанные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента капитального строительства города Севастополя от 05 сентября 2018 года № 4446-исх об отказе в принятии Роживец С.Э. составом 2 человека на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении исковых требований Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении отказано.
В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства города Севастополя просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что земельный участок был предоставлен истцу в 2009 году как нуждающейся в жилом помещении, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации, послужило законным основанием для снятия её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение Департамента капитального строительства города Севастополя от 05 сентября 2018 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 является законным, права истца не нарушает. Также, апеллянт указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что Указом Президента РФ не предусмотрено право ответчика пересматривать основания для постановки на учет граждан, как противоречащим пункту 4 Указа Президента, Положению о Департаменте капитального строительства города Севастополя.
Истцом Роживец С.Э. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указывают на законность судебного акта, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 года при рассмотрении кассационной жалобы Роживец С.Э. отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 01 июля 2019 года, которым было отменено решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06.02.2019 года в части удовлетворения иска Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, гражданское дело по иску Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете, в данной части исковых требований дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Рудаков Ю.М. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, ссылаясь на законность и обоснованность решения Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2019 года в части удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Роживец С.Э., представитель ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации. Представителем ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя направлен письменный отзыв, согласно которого заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав возражения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда в обжалуемой части.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части судебной коллегией не установлено по доводам апелляционной жалобы.
Судебным разбирательством в суде первой инстанции установлено, что Роживец С.Э. проходила службу в Севастопольском гарнизоне при Черноморском высшем военно-морском училище им. П.С. Нахимова, состояла в общей очереди с 16.11.2004 года на квартирном учете составом семьи (два) человека.
Приказом от 31 июля 2009 года №111 истец Роживец С.Э. уволена с воинской службы. В указанном приказе имеется отметка о том, что Роживец С.Э. находится на квартирном учете.
Согласно ответу Севастопольской квартирно-эксплуатационной части на обращение Роживец С.Э. от 04.10.2018 года, старший матрос запаса Роживец С.Э. находилась на квартирном учете в Севастопольском гарнизоне при Черноморском высшем военно-морском училище им. П.С. Нахимова в общей очереди с 16.11.2004 года, составом семьи 2 человека. Жильем (постоянным, служебным) от Министерства Обороны Украины не обеспечивалась.
Уведомлением от 05.09.2018 года № 4446-исх Департамента капитального строительства города Севастополя истцу отказано в принятии ее составом семьи 2 человека на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основанием отказа в принятие истца на квартирный учет явилось наличие у истца в собственности земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.08.2018 года, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, исходя из того, что истец состоял на жилищном учете с 2004 года, была уволен со службы до 18 марта 2014 года, с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий на момент увольнения не была снята, продолжала состоять на учете по состоянию на 18 марта 2014 года при наличии государственного акта на право собственности на земельный участок.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, статья 40 Конституции Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П).
18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
21 марта 2014 года был принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно пункту 3 статьи 1 которого Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ следует, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. При этом, нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Таким образом, при рассмотрении жилищных вопросов суды и органы местного самоуправления должны применять законодательство Российской Федерации, с учетом отдельных положений ранее принятых законодательных актов Украины и Республики Крым, регулирующих спорные правоотношения.
На территории города Севастополя нахождение граждан на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировалось Жилищным кодексом Украины и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденными постановлением Правительства УССР N 470 от 11.12.1984 года.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Украины, правила учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений утверждаются Советом Министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов.
Пунктом 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных Постановление Совета Министров Украинской ССР и Украинского Республиканского совета профессиональных союзов от 11 декабря 1984 года № 470 (далее Правила), установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и Украинской ССР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Квартирный учет, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение осуществляются под общественным контролем и с соблюдением гласности (пункт 3).
Пунктом 5 Правил разъяснено, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом в личной собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
Квартирный учет осуществляется, как правило, по месту жительства граждан в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту жительства (пункт 8).
Квартирный учет ведется в целом по предприятию, учреждению, организации. С разрешения предприятий, организаций их цеха и другие структурные подразделения, расположенные в другом населенном пункте, могут самостоятельно осуществлять учет своих работников и предоставлять им жилые помещения в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Перечень предприятий, учреждений, организаций, а также их соответствующих частей (подразделений), осуществляющих учет, утверждается совместным решением исполнительного комитета местного Совета и совета профсоюзов. Этот перечень уточняется по мере необходимости. В случаях, предусмотренных пунктом 41 настоящих Правил, предприятия, учреждения, организации, не осуществляющие квартирный учет, ведут контрольные списки своих работников, состоящих на учете в исполнительном комитете местного Совета данного населенного пункта. (пункт 9).
Пунктом 13 Правил установлен исчерпывающий перечень граждан, которые признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий:
1) обеспеченные жилой площадью ниже уровня, который определяется исполнительными комитетами областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов вместе с советами профсоюзов. Этот уровень периодически пересматривается указанными органами;
2) проживающие в помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Перечень случаев, когда жилые дома (жилые помещения) считаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, определяется Министерством жилищно-коммунального хозяйства УССР, Министерством здравоохранения СССР и Госстроем УССР;
3) которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Перечень указанных заболеваний утверждается Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Украинским республиканским советом профессиональных союзов. Порядок выдачи медицинских заключений указанным больным устанавливается Министерством здравоохранения СССР;
4) проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;
5) проживающие не менее 5 лет по договору найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности;
6) проживающие в общежитиях;
7) проживающих в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
Продолжительность времени добросовестной работы на одном предприятии, в учреждении, организации устанавливается: для постановки на учет по месту работы - трудовым коллективом предприятия, учреждения, организации, а по месту жительства - исполнительным комитетом Совета народных депутатов данного населенного пункта вместе с советом профсоюза, но не может быть менее 15 лет (пункт 14).
Из пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом, необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Кроме того, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма урегулированы главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
В пункте 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что граждане могут быть сняты с учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений за счет государственного или муниципального фонда.
Более того, статьей 1 Указа Президента РФ от 22.03.2018 года № 116 определено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя: а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г.: с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба; с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым; со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и города Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины.
Судебная коллегия, учитывая установленные по делу обстоятельства, применяя вышеуказанные нормы материального права, приходит к выводу, что апелляционная жалобы ответчика не подлежит удовлетворению, и отклоняет довод апелляционной жалобы ответчика о наличии у истца на праве собственности земельного участка, что послужило основанием для отказа в принятии Роживец С.Э. на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года №116, поскольку правоотношения между сторонами возникли до введения в действие на территории города Севастополя Жилищного кодекса РФ, и имеют длящийся характер, при разрешении спора следует руководиться жилищным законодательством Украины, которые не предусматривало таких оснований для снятия с квартирного учёта, как наличие земельного участка.
В соответствии с п. 28 Правил, снятие с квартирного учета и исключения из списков лиц, пользующихся правом первоочередного получения жилых помещений, производится органами, которые вынесли или утвердили решение о взятии гражданина на учет (включение в указанный список).
О снятии с учета (исключения из списка) граждане в 15-дневный срок уведомлялись в письменной форме с указанием оснований снятия с учета (исключения из списка).
Судебным разбирательством не установлено, что Роживец С.Э. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещений по основаниям наличия у нее на праве собственности земельного участка, кроме того, апеллянт, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не подтвердил надлежащими доказательствами, что земельный участок был предоставлен истцу в целях улучшения жилищных условий, что используется для проживания истца и ее семьи. Не доказано обеспечение истца жилым помещением для постоянного проживания до 14.03.2014 года или снятие ее с учета, наличия у истца жилого помещения для постоянного проживания на праве собственности или по договору социального найма.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у истца возникло право на принятие её на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное Жилищным кодексом Украины, нормы которого действовали на территории г. Севастополя в период принятия истца на указанный учет, при этом судебным разбирательством не установлено оснований для снятия истца с вышеназванного учета на момент увольнения, а также возникновение оснований, дающих право органам исполнительной власти г. Севастополя снять Роживец С.Э. с квартирного учета, соответственно такое право за ней сохраняется.
С учетом установленных юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда в обжалуемой части.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, направлены на иную оценку доказательств исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основаниями для отмены судебного акта районного суда.
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2019 года в части отказа в удовлетворении иска Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях не обжаловано сторонами, включая ответчика, в связи с чем, не являлось предметом апелляционного рассмотрения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представителем истца подано письменное ходатайство истца Роживец С.Э. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, квитанция к приходному кассовому ордеру № от 21.05.2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, к судебным расходам относятся: государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Исходя из ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в числе прочего, расходы на оплату услуг представителей, другие расходы, признанные судом необходимыми.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судебная коллегия, исходя из того, что апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения, решение районного суда в обжалуемой ответчиком части оставлено без изменения, полагает необходимым удовлетворить ходатайство истца Роживец С.Э., взыскать с Департамента капитального строительства города Севастополя в пользу Роживец С. Э. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей по представительству интересов истца в суде апелляционной инстанции. При определении размера указанных расходов, судебная коллегия принимает во внимание участие представителя истца Рудакова Ю.М. при апелляционном рассмотрении апелляционной жалобы ответчика по данному делу в судебных заседаниях 01.06.2019 года и 25.05.2020 года, составление письменных возражений на апелляционную жалобу, а также составление кассационной жалобы.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2019 года в части удовлетворения иска Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях оставить без удовлетворения.
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2019 года в части удовлетворения иска Роживец С. Э. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения.
Взыскать с Департамента капитального строительства города Севастополя в пользу Роживец С. Э. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
А.С.Сулейманова