УИД 11RS0001-01-2022-014183-95 Дело № 2-10672/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Мусс Д.А.,
с участием:
истца Валькова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
30 ноября 2022 г. гражданское дело по иску Валькова Артура Александровича к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об обязании произвести перерасчет и выплату региональной доплаты, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Вальков А.А. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об обязании произвести перерасчет и выплату региональной социальной доплаты к пенсии за период с ** ** ** г. по ** ** ** г., взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей. В обоснование требований указал, что является инвалидом третей группы, получает пенсию. В ** ** ** г., прибыв в ФКУ ИК-** ** **, ему сотрудником администрации было разъяснено, что ему положена региональная выплата. В связи с этим, он обратился в ЦСЗН г.Ухты с заявлением о выплате региональной доплаты. По данному заявлению региональная выплата ему была назначена. Также он обратился в ЦСЗН г.Ухты с заявлением о перерасчете выплаты с ** ** ** г. по ** ** ** г., но ему было отказано. Так как он ранее ** ** ** г. не знал, что ему положена региональная доплата, сотрудники центра социальной защиты населения не довели до него информацию о возможности получить данную выплату, усматривает нарушение его прав со стороны ответчика.
В судебном заседании, начавшемся 29.11.2022 и продолжившемся 30.11.2022, истец требования поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан предоставляется государственная социальная помощь, в том числе региональная социальная доплата к пенсии.
Согласно ч. 6 ст. 5 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера определяются Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 утверждены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что для установления региональной социальной доплаты к пенсии пенсионер (за исключением детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя, на территории которого территориальными органами ОПФР по РК ему осуществляется пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми, заявление по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и документы.
С 01.01.2022 были внесены изменения в нормативно-правовые акты, в соответствии с ч. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ и п. 8 Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РК от 26.01.2022 № 25 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Таким образом, до 01.01.2022 установление региональной социальной доплаты к пенсии носило заявительный характер.
Истец в период с 2015 г. по 2020 г. с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии в органы социальной защиты населения не обращался.
Доводы истца о том, что он не знал о своем праве на региональную социальную доплату к пенсии, судом во внимание не принимается, поскольку нормы Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ, Постановления Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 носят публичный характер, опубликованы в средствах массовой информации, а также опубликованы в информационно-правовой системе, в частности «Консультант Плюс», доступны гражданам для прочтения и использования для защиты своих прав.
Также Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми является ненадлежащим ответчиком, так как в соответствии с Правилами обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядка ее установления, выплаты и пересмотра ее размера региональная социальная доплата к пенсии устанавливается центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Так в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика.
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Требования Валькова Артура Александровича (...) к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (ИНН 1101486283) об обязании произвести перерасчет и выплату региональной социальной доплаты к пенсии за период с 2015 г. по 2020 г., взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 05.12.2022