Дело 2-566/2021
УИД: 28RS0№-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Тамбовка Амурская область 29 октября 2021 года
Тамбовский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Губарь Н.В.,
при секретаре Волковой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МБДОУ Детский сад № <адрес> о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить ФИО1 к выполнению работ в занимаемой должности, возложении обязанности обеспечить прохождение осмотра врачом, при необходимости с проведением обследования ФИО1 на предмет наличия у нее противопоказаний перед вакцинацией в соответствующем медицинском учреждении, взыскании с МБДОУ Детский сад № <адрес> денежных средств за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с 03.09.2007 года состоит в трудовых отношениях с МБДОУ Детский сад № <адрес> на основании трудового договора и осуществляет свою трудовую деятельность в должности музыкального руководителя. 05.07.2021 года в трудовой договор были внесены изменения в соответствии с дополнительным соглашением от 05.07.2021 года, она успешно прошла испытание и продолжила трудовую деятельность, нарушений трудовой дисциплины не допускала и каких-либо взысканий не имела. Вместе с тем, 31.08.2021 года ответчиком в отношении нее был издан приказ № об отстранении от работы с 01.09.2021 года до прохождения вакцинации или до улучшения эпидемиологической обстановки в регионе. Считает данный приказ незаконным, так как ответчик нарушил номы трудового права, а именно нарушил порядок отстранения от работы, ответчиком было принято управленческое решение, суть которого сводится к обязательной вакцинации истца. Кроме того, уведомлением ответчиком была вменена обязанность либо пройти вакцинацию, либо представить медицинские документы, подтверждающие противопоказания по вакцинации, либо представить мотивированный отказ от прохождения от вакцинации, что не соответствует Постановлению главного санитарного врача Амурской области № 6 от 01.07.2021 г. и № 7 от 30.07.2021г. Согласно данных постановлений, работодатель должен был провести с работниками разъяснительную беседу по вакцинации, что подразумевает разъяснение прав и обязанностей, а также обеспечить прохождение вакцинации. Работодателем не были разъяснены ее права и обязанности, в том числе на отказ от предоставления сведений, содержащих в себе врачебную тайну, на отказ от медицинского вмешательства, на отказ от профилактических прививок, на выбор медицинской организации, на выбор вакцины, в том числе и зарубежной. Работодатель не обеспечил и не организовал прохождение медицинского осмотра перед проведением профилактических прививок, кроме того, отказ от проведения профилактической прививки должен быть оформлен только медицинским работником, обязательным условием фиксации отказа является разъяснение лицу последствий отказа. Отказ от прохождения медицинской прививки зафиксирован не был, работодатель не удостоверился в наличии или отсутствии прививки. Таким образом, несоответствующее закону требование пройти вакцинацию, необеспечение прохождения вакцинации, привело к отсутствию у истца профилактической прививки, что явилось причиной не допуска истца к исполнению своих должностных обязанностей. Неправомерными действиями работодателя ей причинен моральный вред.
Истец ФИО1 просила суд признать незаконным и отменить приказ № от 31.08.2021 года об отстранении ее от работы, обязать МБДОУ Детский сад № <адрес> допустить ее к работе согласно трудовому договору, обязать МБДОУ Детский сад № <адрес> обеспечить организовать обследование на предмет наличия у нее противопоказаний перед вакцинацией, взыскать с МБДОУ Детский сад № <адрес> среднюю заработную плату за время вынужденного прогула в размере, рассчитанном на момент принятия решения судом, но не менее 32062,00 рублей, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ Детский сад № <адрес> Галандарова Л.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила суду возражения на иск, в которых просила суд исковые требования оставить без удовлетворения, указала, что в целях реализации Постановления Главного санитарного врача Амурской области №7 от 30.07.2021года, распоряжения Главы Администрации Тамбовского района Амурской области № 175 от 13.07.2021г. и приказа МБДОУ детский сад <адрес> № от 16.07.2021г. в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции истцу было направлено уведомление, в котором ФИО1 было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в отдел образования администрации Тамбовского <адрес> подтверждающие документы о наличии обязательной прививки против новой коронавирусной инфекции, либо представить медицинские противопоказания для проведения данной вакцинации, либо представить заявление об отказе от вакцинации. В данном уведомлении работнику так же разъяснялись последствия отсутствия подтверждающих документов о вакцинации. ФИО1 была ознакомлена, собственноручно на уведомлении написала, что не согласна и на имя директора написала письменный отказ от вакцинации. Таким образом, ФИО1 не согласилась с необходимостью вакцинации, не представила медицинских документов о наличии у нее медицинских противопоказаний для вакцинации, в связи с чем она была отстранена от работы до устранения неблагоприятных эпидемических условий. Перевод работника на дистанционный режим работ по условиям ее труда невозможен. Отстранение работника от исполнения обязанностей не является нарушением его трудовых прав, так как Постановление Главного санитарного врача устанавливает даты (период) срока вакцинации работников (ДД.ММ.ГГГГ первым компонентом либо однокомпонентной вакциной и до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом). При этом сроков отстранения работника от исполнения должностных обязанностей Постановление не содержит. Отстранение работника регламентировано статьей 76 Трудового кодекса РФ.
Исполняющий обязанности прокурора Тамбовского района Амурской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что участие в делах данной категории не является обязательным для прокуратуры.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты »ж» и «з»).
Осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними являются приоритетными способами обеспечения профилактики в сфере охраны здоровья, что относится к основным принципам охраны здоровья, обеспечиваемым государством (пункт 8 статьи 4, пункты 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, определены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее-Федеральный закон № 157-ФЗ).
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ).
Решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, поскольку в эпидемический процесс было вовлечено население большинства стран Азии, Европы и Американского континента.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года № 1307н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.
С учетом изменения в Календарь профилактических прививок, внесенных Приказом Минздрава России от 03 февраля 2021 года № 47н приоритет 1-3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 установлен для следующих лиц: в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающих по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более (1 уровень).
Взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг (2 уровень).
Государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу (3 уровень).
Таким образом, предусмотренные Постановлением сферы деятельности организаций и предпринимателей, работающим гражданам в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не противоречат установленному приоритету согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям и Постановлению Правительства № 825.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).
В силу статьи 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года № 65 утверждены «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно п. 3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно части 4 статьи 11 названного Федерального закона, профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
По общему правилу профилактические прививки проводятся с согласия граждан (ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. К таким работам, согласно пункту 12 названного Перечня, относятся работы во всех типах и видах образовательных учреждений.
Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца (п. 11.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29 декабря 2010 года № 189).
Предусмотренные статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ).
В силу абзаца 4 части 1 статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или, иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (часть 3).
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 ТК РФ отстранение от должности возможно не только в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 27 января 2020 года №10-р на территории Амурской области с 27 января 2020 года в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации и Амурской области, в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Амурской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Амурской области № 6 от 1 июля 2021 г «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (Сovid-19) по эпидемическим показаниям», в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемических показаниям», в связи с нарастанием распространения инфекции (3060,45 на 100 тыс. населения)., увеличением показателя заболеваемости (зарегистрировано 23928 случаев COVID-19, за последние 4 недели вырос в 4 раза) постановлено, обеспечить на всех административных территориях Амурской области охват вакцинацией не менее 60% от численности населения, и утвержден контингент, подлежащий вакцинации против новой коронавирусной инфекции (covid-19), в число которого вошли: лица и обслуживающий персонал, находящиеся в пунктах временного размещения; работники торговли, салонов красоты, косметических и массажных салонов, фитнес-клубов, бассейнов, бытовых услуг, общественного питания, сферы финансовых услуг и услуг почтовых связей, жилищно-коммунального хозяйства, культурных, выставочных и просветительских мероприятий, досуговых, развлекательных и зрелищных мероприятий, детских игровых комнат и развлекательных центров, театров, кинотеатров и концертных залов, ночных клубов, физкультурных и спортивных мероприятий, организаций транспорта и такси, курьерской службы, многофункциональных центров, офисов; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица в возрасте 60 лет и старше; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; государственные гражданские и муниципальные служащие, сотрудники правоохранительных органов; лица, подлежащие призыву на военную службу. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Амурской области в сферах оказания услуг населению, поручено обеспечить в срок до 1 сентября 2021 года законченную вакцинацию работников против COVID-19. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Амурской области в сферах образования, в срок до 27 августа 2021 года организовать и обеспечить законченную вакцинацию против COVID-19 работников подведомственных учреждений (организаций), студентов и учащихся образовательных учреждений (организаций) старше 18 лет, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания и переболевших COVID-19.
Кроме того как следует из постановления, главного государственного санитарного врача по Амурской области, № 6 от 1 июля 2021 г «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (Сovid-19) по эпидемическим показаниям» возросли объемы госпитализации, наиболее неблагополучная ситуация складывается на территориях городов Благовещенск, Зея, Тында, Свободный, в Константиновском, Магдагачинском, Мазановском, Селемджинском и Тамбовском районах, где показатели заболеваемости превышают областной.
Распоряжением Администрации Тамбовского района Амурской области №175 от 13.07.2021года, в целях предупреждения распространения новой коронавирусн инфекции COVID 19, а также выполнения обязанности по проведет вакцинации по эпидемическим показаниям, утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области 01.07.2021 № 6 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям». На Аппарат администрации Тамбовского района, руководителей структурных подразделений с правом юридического лица администрации Тамбовского района возложена обязанность по организации и проведение в срок до 01 августа 2021 года вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не привитых и не имеющих медицинских противопоказаний. А именно возложена обязанность уведомить всех работников, указанных в распоряжении, о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), организовать сбор данных о наличии у сотрудников прививок, а также медицинских противопоказаний; составить списки сотрудников, подлежащих вакцинации прививок и медицинских противопоказаний), а также списки работ отказавшихся от вакцинации при отсутствии прививки и медицинский противопоказаний. Работникам, отказавшимся от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), предоставить до 01 августа 2021 года в организационный отдел администрации района заявление об отказе.
В данном распоряжении также указано, что в случае отказа работника от обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 2 ст. 33, поди. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзаца 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 №157~ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отстранить от должностных обязанностей без сохранения заработной платы с 01.08.2021 года до прохождения обязательной вакцинации или прекращения действия Постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 01.07.2021 №6 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Амурской области № 7 от 31 июля 2021 г «О внесении изменений в Постановление главного государственного санитарного врача по Амурской области от 1 июля 2021 г. № 6 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям» В связи с продолжающимся ростом заболеваемости COVID-19, и руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 18.3 СП 3.1./3.2.3.146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемических показаниям», внесены изменения в постановление главного государственного санитарного врача по Амурской области от 1 июля 2021 г. № 6 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям», и постановлено руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Амурской области в сферах оказания услуг населению, указанных в приложении, в срок до 1 сентября 2021 года обеспечить законченную вакцинацию работников против COVID-19. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Амурской области в сферах образования, в срок до 27 августа 2021 года организовать и обеспечить законченную вакцинацию против COVID-19 работников подведомственных учреждений (организаций), студентов и учащихся образовательных учреждений (организаций) старше 18 лет, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания и переболевших COVID-19. При организации вакцинации усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников, обучающихся по вопросам профилактики COVID-19, в том числе о преимуществе вакцинопрофилактики, как наиболее эффективном профилактическом мероприятии».
Федеральным законом от 17.09.1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" устанавливаются правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10).
Таким образом, если решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить от работы без сохранения заработной платы.
МБДОУ Детский сад № <адрес> является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в инспекции Федеральной налоговой службы, осуществляющим деятельность по дошкольному образованию.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1 и МБДОУ Детский сад № <адрес> в лице заведующей ФИО7, действующей на основании устава, заключен трудовой договор №, в соответствии с которым ФИО1 принята на работу в МБДОУ Детский сад № <адрес> на должность воспитателя.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на должность музыкального руководителя МБДОУ Детский сад № <адрес>.
Согласно п. 1.5. должностной инструкции музыкальный руководитель детского сада в своей работе должен руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», Законодательными актами РФ, региона и муниципалитета, правилами и нормами охраны труд и противопожарной безопасности, санитарными правилами СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача №28 от 28.09.2020, Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2, приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»; инструкцией по охране труда музыкального руководителя ДОУ, инструкцией по охране жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО); Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения; приказами и распоряжениями заведующего ДОУ.
Приказом заведующей МБДОУ Детским са<адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Постановления главного государственного санитарного врача по Амурской <адрес> № от 01.07.2021г. «Об иммунизации населения против новой короновирусной инфекции (COVID -19) по эпидемическим показаниям» постановлено организовать проведение вакцинации работникам детского сада против новой короновирусной инфекции COVID -19 не привитых и не имеющих медицинских противопоказаний в срок до 01 августа 2021 года, уведомить всех работников о вакцинации против новой короновирусной инфекции, работникам, отказавшимся от вакцинации представить заявление об отказе в срок до 01августа 2021года.
В пункте 4 данного приказа указано, что на основании части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ, а также п. 2 ст. 33, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзаца 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в связи с отказом работника от обязательной, вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения заработной платы с 01 августа 2021 до прохождения вакцинации или прекращения действия Постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 01.07.2021 № 6 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям».
Приказом заведующей МБДОУ Детский сад № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг. были внесены изменения в приказ № от 16.07.2021г. и продлены сроки организации и проведения вакцинации до 27.08.2021г., сроки предоставления заявления об отказе от вакцинации до 27.08.2021г., и срок отстранения от выполнения должностных обязанностей с 27.08.2021 года.
Приказы подписаны заведующей детским са<адрес> ФИО7, полномочия которой подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
19 августа 2021 года ФИО1 вручено письменное уведомление о необходимости поставить профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предложено в срок до 27 августа 2021 года представить в отдел образования Администрации Тамбовского района документы, подтверждающие проведение вакцинации против новой короновирусной инфекции, либо о наличии медицинских противопоказаний. В случае отказа от вакцинации представить заявление об отказе от вакцинации, также разъяснены последствия нарушения требований санитарного законодательства в виде отстранения от работы без сохранения заработной платы прохождения вакцинации или прекращения действия Постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 01.07.2021 № 6 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям».
Данное уведомление истцом ФИО1 было получено лично, что подтверждается листом ознакомления и ее личной подписью на уведомлении.
Из объяснения ФИО1 (названного заявлением) от 31 августа 2021 г. следует, что она отказывается от прививки от коронавируса, так как вакцинация является добровольной, она не доверяет «нашей» вакцине, а постановления главного врача по региону являются антиконституционными, так как нарушают Конституцию РФ.
Согласно приказа МБДОУ Детский сад № <адрес> № от 31августа 2021 года ФИО1 была отстранена от работы с 01 сентября 2021 года до окончания периода эпиднеблагополучия, либо до прохождения вакцинации. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск без сохранения заработной платы до прохождения полной вакцинации против новой короновирусной инфекции (COVID-19).
С данным приказом истец была ознакомлена в этот же день.
ФИО1 в ГАУЗ АО «Тамбовская больница» для проведения вакцинации или определения противопоказаний к вакцинации против новой короновирусной инфекции COVID - 19 не обращалась. Обеспечить перевод ФИО1 на дистанционный режим работы, в силу выполняемых ею трудовых обязанностей, не представляется возможным. Занимаемая истицей должность музыкального руководителя детского сада входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно требований, установленных п. 3 ст. 5 Закона № 157-ФЗ, при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
Таким образом, в случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодатель обязан получить от работника письменный отказ от прививки.
Процедура отстранения ФИО1 от работы в занимаемой должности не была нарушена, ФИО1, получив уведомление, в предусмотренные в нем сроки прививку не сделала, уважительных причин связанных с медицинскими противопоказаниями ФИО1 представлено не было, работодателем он нее был получен письменный отказ и объяснение.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании пункта 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 его статьи 5 правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявительницы (Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
В отличие от медицинских осмотров, регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативные акты об обязательной вакцинации, а именно: ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», Приказ Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125н об утверждении Национального календаря профилактических прививок не предусматривают обязанности работодателя по обеспечению вакцинации. В отношении же работодателей установлена только обязанность при отсутствии профилактических прививок отстранить работника от работы по правилам ст. 76 ТК РФ (абз. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») тех работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 № 825.
Таким образом, доводы истца о том, что работодатель не обеспечил условия для прохождения истцом медицинского осмотра (обследования), суд признает несостоятельными, основанными на неправильном понимании и толковании норм материального права. Ни законодательством, ни локальными актами не предусмотрено предоставление работнику организации медицинского осмотра и прохождение вакцинации.
Доказательств, что ФИО1 не прошла вакцинацию в связи с медицинскими противопоказаниями или по иным объективным причинам, суду не представлено. Из объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что она осознанно отказалась от прохождения вакцинации по собственным убеждениям.
Вопреки доводам истца, суд не усматривает в данном случае нарушения конституционных прав ФИО1, поскольку принудительная вакцинация к ней не применялась, отстранение ее от выполнения должностных обязанностей ввиду отсутствия прививки и доказательств медицинских противопоказаний не является нарушением Конституции РФ и конституционных прав ФИО1
Таким образом, у работодателя имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы, при этом данный период оплате не подлежал, что следует из положений ст. 76 ТК РФ.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемый истцом Приказ № от 31.08.2021 года вынесен на законных основаниях, с соблюдением требований, трудовые права истца отстранением от работы с ДД.ММ.ГГГГ не нарушены, суд считает, что производные требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности допустить ФИО1 к выполнению работ в занимаемой должности, возложении обязанности обеспечить прохождение осмотра врачом, при необходимости с проведением обследования ФИО1 на предмет наличия у нее противопоказаний перед вакцинацией в соответствующем медицинском учреждении, поскольку она не лишена возможности самостоятельно обратиться в медицинское учреждение для получения медицинских документов, подтверждающих противопоказания к вакцинации, или для прохождения вакцинации, на работодателя такие обязанности законодательством не возложены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к МБДОУ Детский сад № <адрес> о признании незаконным приказа № от 31.08.2021 года об отстранении от работы, возложении обязанности допустить ФИО1 к выполнению работ в занимаемой должности, возложении обязанности обеспечить прохождение осмотра врачом, при необходимости с проведением обследования ФИО1 на предмет наличия у нее противопоказаний перед вакцинацией в соответствующем медицинском учреждении, взыскании с МБДОУ Детский сад № <адрес> денежных средств за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тамбовский районный суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый Кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, г.Владивосток Приморский край, ул.Светланская, 54, через Тамбовский районный суд Амурской области, в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Н.В.Губарь
Мотивированное решение составлено 08 ноября 2021 года.