Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2013 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Комяковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73 по иску Шпарковича А.В. к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 3-и лица: Администрация Клинского муниципального района, Шпаркович О.Р., действующая в интересах несовершеннолетних М., /дата/ рождения и Т., /дата/ рождения, ФГКЭУ «201 КЭЧ района» о предоставлении дополнительной жилой площади и признании права на передачу в собственность жилого помещения в порядке приватизации,
Установил:
Шпаркович А.В., уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальному управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении дополнительной жилой площади и признании права на передачу в собственность жилого помещения в порядке приватизации, ссылаясь на то, что проходит военную службу по контракту в в\ч 62632-Е в г.Клин-5 Московской области в должности командира части и зарегистрирован по месту жительства /адрес/ вместе с семьей: женой Шпаркович О.Р., дочерьми М., /дата/г.р. и Т., /дата/г.р. Согласно ст.15 п.8 и ст.15.1 п.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на дополнительную жилую площадь не менее 15 и не более 25 кв.м. Вместе с тем площадь занимаемого им помещения составляет /площадь/ то есть менее нормы, установленной названным законом на 1,26 кв.м на семью из 4-х человек без учета права на дополнительную жилую площадь. /дата/ он обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с законом, на которое ответа не получил. Кроме того, считает, что на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» вправе требовать передачи занимаемой им квартиры по вышеуказанному адресу в собственность бесплатно, в порядке приватизации. Просит обязать ответчиков предоставить 1,26 кв.м недостающей жилой площади в качестве компенсации недостатка жилой площади в занимаемом им жилом помещении, либо с учетом конструктивных особенностей жилого помещения увеличить площадь предоставляемого жилья на 9 кв.м, а всего предоставить дополнительную жилую площадь не менее 25,26 кв.м и не более 35,26 кв.м ( 15 кв.м-25 кв.м) +1,26 кв.м + 9 кв.м или однокомнатную квартиру, а также признать за ним право на приватизацию жилого помещения.
Истец Шпаркович А.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ходатайство истца об отложении настоящего судебного разбирательства оставлено без удовлетворения. В ранее поданном суду заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представители ответчиков ФГКУ «Центральное территориальному управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не явились, о дне рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель 3-го лица Администрации Клинского муниципального района не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен. В материалах дела имеется письменное ходатайство представителя о рассмотрении дела в его отсутствие.
Привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица ФГКЭУ «201 КЭЧ района» не явился.
Привлеченная к участию в деле в качестве 3-го лица Шпаркович О.Р., действующая также как законный представитель несовершеннолетних М., /дата/ г.р., Т., /дата/ г.р., не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом; ходатайство 3-го лица об отложении дела оставлено без удовлетворения.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, учитывая продолжительность нахождения дела в производстве суда, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шпаркович А.В. с /дата/ является военнослужащим по контракту и проходит военную службу в войсковой части 62632-Е в г.Клин-5 Московской области, с /дата/ является командиром части.
На основании рапорта Шпаркович А.В. от /дата/ и согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 19689 от /дата/ в составе семьи 4 человека был признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения.
Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 19689 от /дата/ Шпаркович А.В. на семью из 4 человек ( он, жена и две дочери) выделена 3-х комнатная служебная квартира /адрес/ общей /площадь/
/дата/ между 201 КЭЧ района и Шпарковичем А.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения №.
Согласно копии финансового лицевого счета по состоянию на /дата/ в квартире /адрес/ зарегистрированы по месту жительства истец Шпаркович А.В., его жена Шпаркович О.В., несовершеннолетние дети М. и Т.
/дата/ Шпаркович А.В. направил в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Согласно ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на дополнительную площадь жилого помещения размером не менее 15 кв.м и не более 25 кв.м предоставлено офицерам в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящим военную службы либо уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командирам воинских частей, военнослужащим, имеющим почетные звания Российской Федерации, военнослужащим-преподавателям военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащим-научным работникам, имеющим ученые степени и (или) ученые звания.
В силу ст.15.1 п.1 настоящего Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Пунктом 2 той же статьи установлено, что при предоставлении в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим в соответствии с пунктом 8 статьи 15 того же Федерального закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, увеличивается в пределах от 15 кв.м до 25 кв.м.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи определено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более 9 кв.м общей площади жилого помещения в общей сложности.
Как указано в п.1 абз.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службы по контракту и совместно проживающим с ним членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилая площадь по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На момент распределения истцу Шпарковичу А.В., служебного жилого помещения жилищной комиссией обоснованно была учтена норма 18 кв.м общей площади на одного человека, поскольку истец не являлся командиром войсковой части и не имел права на льготу в виде дополнительной жилой площади.
Общая площадь служебного жилого помещения при распределении должна была составлять /площадь/ Общая площадь предоставленной истцу квартиры составила /площадь/, что на 1,26 кв.м менее положенной. Вместе с тем, суд считает, что данный недостаток жилой площади не является существенным и не влечет возникновение права истца на предоставления ему недостающей общей площади жилого помещения в размере 1,26 кв.м.
Из заявлений в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от /дата/ и от /дата/ следует, что Шпаркович А.В. претендует на предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в соответствии со ст.52 ЖК РФ с учетом дополнительной жилой площади.
Данных о том, что Шпаркович А.В. и члены его семьи на день разрешения спора органами военного управления признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма у суда не имеется.
Таким образом, реализация права на дополнительную жилую площадь связана непосредственно с предоставлением жилого помещенияс учетом данной льготы.
Между тем, Шпаркович А.В. предъявил требования о предоставлении ему дополнительной жилой площади или отдельной квартиры площадью равной дополнительной, с учетом недостающей в занимаемом жилом помещении 1,26 кв.м от 16,26 до 26,26+9кв.м, т.е. до 35,26 кв.м, что, по мнению суда, не соответствуют положениям ст.15 п.8 и ст.15.1 п.п.1-3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Учитывая изложенное, исковые требования Шпарковича А.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении дополнительной жилой площади удовлетворению не подлежат
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 03.11.2010г. № 1455, в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом Министерства обороны РФ № 1280, в качестве уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Свои полномочия Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет, в том числе через Федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 3 вышеуказанного Приказа установлено, что в полномочия ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» входит признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3-6,8 Инструкции, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принятие решений о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с существующей в настоящее время регламентацией, вопросами учета и распределения жилья вменено Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. При этом структурные подразделения, в том числе ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ является исполнителем технической обработки поступающей информации, подготовки и переадресации документов для принятия решений непосредственно уполномоченным органом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о предоставлении дополнительной жилой площади не могут быть предъявлены к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую совместную собственность либо в собственность одного из совместно проживающих, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Аналогичные нормы содержатся в ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Как установлено судом, Шпаркович А.В. и члены его семьи занимают служебное жилое помещение /адрес/ в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от /дата/ №, которое предоставлено для временного проживания в ней в связи с прохождением истцом военной службы в Вооруженных Силах РФ.
Данное жилое помещение находится в федеральной собственности и передано в оперативное управление 201 КЭЧ района Минобороны, правопреемником которого в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» является ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Таким образом, Шпаркович А.В., являясь нанимателем, хотя и государственного, но служебного жилого помещения, права на приватизацию этого помещения не имеет.
Договор найма служебного жилого помещения Шпарковичем А.В. не оспорен. На момент разрешения спора статус служебного жилого помещения не изменен, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Шпарковича А.В. о признании права на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации не имеется.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Шпарковича А.В. к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении дополнительной жилой площади и признании права на передачу в собственность жилого помещения в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.