УИД 21RS0025-01-2023-002456-14
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Петренко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу
ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением № комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ ФИО привлечена к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 рублей.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час.15 мин. ФИО ненадлежащим образом исполняла свои опекунские обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетнего опекаемого внука ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у которого нарушаются права на получение общего образования.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО обратилась в суд с жалобой о его отмене ввиду того, что считает его незаконным и необоснованным, указывая, что из постановления не усматривается, в чем выражается ненадлежащее исполнение опекунских обязанностей, материалы дела не содержат конкретных доказательств ее вины. Кроме того, она не была ознакомлена с материалами дела, не извещена на составление протокола, что нарушает ее права на защиту. Одновременно ходатайствовала о восстановлении срока на обжалование постановления, указав, что копию постановления она получила по почте ДД.ММ.ГГГГ простым, а не заказным письмом, в связи с чем считает, что срок не пропущен.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО, представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района г. Чебоксары, представитель прокуратуры Московского района г.Чебоксары, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
В материалах дела об административном правонарушении сведений о получении обжалуемого постановления ФИО не имеется, в связи с этим судья признает причину пропуска процессуального срока уважительной, и считает необходимым восстановить заявителю процессуальный срок на подачу жалобы.
Согласно пункта 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Объектом правонарушения по ст. 5.35 КоАП РФ являются общественные отношения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Объективную сторону правонарушения по ст. 5.35 КоАП РФ составляет неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ).
В соответствии с ч.3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.
Статьей 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации установлены права и обязанности опекуна или попечителя ребенка. Частью 6 ст. 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опекун или попечитель имеет право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 26.2 Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ст.26.11 КоАП РФ члены коллегиального органа, осуществляющие производство по делу, должны оценить доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, помимо всего прочего, мотивированное решение по делу.
Указанные требования закона комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района г. Чебоксары не соблюдены.
В нарушение данных требований закона постановление по делу об административном правонарушении не содержит мотивированного решения по делу, в нем отсутствует содержание, оценка и анализ доказательств, на основании которых оно было принято, имеющиеся в деле доказательства только перечислены в постановлении.
Таким образом, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района г. Чебоксары при вынесении постановления перечислив доказательства, не дает им никакой оценки.
Однако, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ, орган выясняет в том числе вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
С учетом требований, предъявляемых к протоколу в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст.28.2 КоАП РФ.
Из фабулы совершенного административного правонарушения, содержащейся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 15 мин. установлено, что по настоящее время ФИО недолжным образом исполняет опекунские обязанности по воспитанию несовершеннолетнего опекаемого внука ФИО1, так как не обеспечивает получение им общего образования, забрала документы из МАОЦ «Гимназия №» и по настоящее время ФИО1 не обучается, т.е. нарушено его право на получение общего образования.
Отсутствие даты и времени совершения правонарушения противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
Инкриминированное ФИО1 административное правонарушение является длящимся, днем обнаружения которого считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из представленных материалов усматривается, что в ОП № 4 УМВД России по г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение и.о. директора МБОУ «СОШ№» г. Чебоксары о принятии мер в отношении опекуна ФИО, которое принято в указанный отдел ДД.ММ.ГГГГ и отписано ФИО2, также ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован материал проверки № по обращению отдела охраны детства администрации Московского района г. Чебоксары о привлечении ФИО к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ, которое в тот же день было передано ФИО2, что усматривается из бланка резолюции, а также усматривается из ее рапортов.
Таким образом, днем обнаружения длящегося административного правонарушения в данном случае является ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в протоколе в качестве свидетелей указаны ФИО3 и ФИО4, которым не разъяснены их права и обязанности, отсутствует их подпись. В объяснении ФИО4 отсутствуют сведения о предупреждении ее об административной ответственности, предусмотренной ст.17.9 КоАП РФ. Объяснений ФИО3 не имеется.
Между тем, исследование и оценка каждого доказательства в отдельности и их совокупности являются обязательными при разрешении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения, отсутствие надлежащей оценки доказательств не может быть устранено при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, что влечет отмену постановления.
Кроме того, представленная ФИО копия постановления не соответствует оригиналу постановления, находящемуся в материалах дела об административном правонарушении, в котором в отличие от копии имеются записи, что ФИО «от подписи отказалась», о чем имеются подписи ФИО5 и ФИО6
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для отмены постановления.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку на дату рассмотрения настоящей жалобы установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории административных правонарушений истек, постановление № комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, постольку производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление № комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Московский районный суд г. Чебоксары.
Судья А.М. Петренко