Дело № 2- 819/2024
59RS0044-01-2024-001574-40 подлинник
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Горнозаводск 14 июня 2024 года
Чусовской городской суд Пермского края ( постоянное судебное присутствие в г. Горнозаводске) в составе:
председательствующего судьи Башировой А.А.,
при секретаре М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске гражданское дело по иску П к администрации Горнозаводского городского округа Пермского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство жилья,
у с т а н о в и л :
П обратился в суд с иском к администрации Горнозаводского городского округа о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство жилья в размере 1 396 260 рублей как ветерану боевых действий.
Протокольным определением суда от дата по делу в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития Пермского края.
В судебное заседание истец П, извещенный судом надлежащим образом о слушании дела, не явился. Ранее в судебном заседании от дата суду пояснил, что он является ветеранов боевых действий, начиная с 2002 года, поскольку ранее проходил военную службу в Чеченской республике, сейчас он принимает участие в специальной военной операции на территории Луганской и Донецкой республик. Он является единственным собственником жилья по адресу: адрес с октября 2023 г. В ноябре 2023 года межведомственная комиссия признала данный дом непригодным для проживания и подлежащим реконструкции. Он хотел на месте прежнего дома построить новый дом, в связи с чем он обратился в администрацию Горнозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему субсидии для реконструкции данного жилья. Администрацией в выделении средств субсидии ему было отказано, разъяснён порядок постановки на жилищный учет. Однако ни он, ни его семья не состоят в очереди на улучшение жилищных условий по настоящее время, поскольку у его жены в собственности есть движимое имущество-автомобиль, кроме того она является долевой собственницей в квартире по адрес, ее доля в праве составляет ? доли в праве собственности. Кроме того, в связи с нахождением его на СВО, доход его семьи не позволяет признать его семью малоимущей. Полагает, что ему как ветерану боевых действий в соответствии с Законом о ветеранах положены денежные средства на реконструкцию жилья. Просил его исковые требования удовлетворить и обязать администрацию Горнозаводского городского округа предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство жилья в размере 1 396 260 рублей как ветерану боевых действий.
Ответчик администрация Горнозаводского городского округа, извещенные о слушании дела судом надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленного отзыва, с иском не согласны. П с дата является собственником жилого помещения по адрес в адрес. С дата он зарегистрирован в данном жилом помещении. дата П обратился в межведомственную комиссию с целью обследования дома по адресу адрес в адрес и признания его не пригодным для проживания. Было проведено обследование и комиссией данное жилое помещение было признано не пригодным для проживания. дата истец обратился в администрацию с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье. Ему был разъяснён порядок постановки на учет. Но до настоящего времени необходимые документы в администрацию П предоставлены не были, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он не стоит. Истец полагает, что право на единовременную денежную выплату у него возникло на основании с п. 3.1 ст.23.2 «Закона о ветеранах» согласно которой, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем путем предоставления им единовременной выплаты исходя из общей площади жилья 36 кв.м. среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту устанавливаемой уполномоченный правительством органа. Категория граждан, которые по данному пункту обеспечиваются жильем, определены законом ветеранов. Доказательств того, что истец относиться к какой либо из указанных категорий он не предоставил, поэтому меры социальной поддержки ветеранов осуществляется путем передачи субвенций из федерального бюджета бюджетным субъектам РФ. Считают, что администрация Горнозаводского городского округа никаких финансовых обязательств перед истцом не имеет и является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просили в иске П отказать в полном объеме.
Ответчик Министерство труда и социального развития Пермского края, извещенные о слушании дела судом надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленного отзыва, с иском не согласны, поскольку П не состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Горнозаводского городского округа, ни до дата, ни в настоящее время, в связи с чем правовых основания для предоставления истцу субсидии на приобретение ( строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Суд, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, считает, что исковые требования П не подлежат удовлетворению на основании следующего:
Судом установлено и следует из материалов дела, что П в соответствии с удостоверением ... от дата, выданного взамен удостоверения от дата, является ветераном боевых действий. Кроме того, П с дата проходил военную службу по мобилизации в войсковой части пп ... выполнял специальные задачи на территории Украины, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, что подтверждается справкой войсковой части ... ( л.д.35), удостоверением серии БД ... от дата ( л.д.33). дата на основании договора купли-продажи недвижимого имущества П приобрел в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: адрес. Право собственности П на данный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН ( л.д.21-26).
Согласно заключения МВК адрес ... от дата ( л.д.17-19), на основании акта обследования помещения ... от дата ( л.д.14-16), проведенного на основании заявления П от дата ( л.д.50), комиссия приняла решение о признании помещения, расположенного по адресу: адрес непригодным для проживания.
Постановлением администрации Горнозаводского городского округа ... от дата ( л.д.59-60), жилое помещение, расположенное по адресу: адрес признано непригодным для проживания.
В связи с чем, П обратился с заявлением в администрацию Горнозаводского городского округа от дата ( л.д.27,48) о выделении ему субсидии на строительство либо приобретения жилья на основании ст.16 пункта 1 Закона « О ветеранах».
По результатам рассмотрения обращений П, администрацией Горнозаводского городского округа письмами от дата ( л.д.28), от дата (л.д.30-31), от дата ( л.д.32) в предоставлении П субсидии на приобретение ( строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета было отказано, в связи с тем, что П не состоит в списке по горнозаводскому городскому округу по категории: ветераны боевых действий, в качестве нуждающихся в жилом помещении. Был разъяснен порядок постановки на жилищный учет.
Согласно справке Управления земельно-имущественных отношений администрации Горнозаводского городского округа от дата ( л.д.61), П в списке общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по горнозаводскому городскому округу не состоит.
В связи с чем, П обратился с исковыми требованиями к ответчику об обязании предоставить ему субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения.
Согласно представленному удостоверению П является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Ветеранам боевых действий, к числу которых относится и истец, в силу подпункта 3 пункта 1 ст. 16 Закона "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
В силу пункта 1 статьи 23.2. Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета Российской Федерации определяется по обеспечению жильем ветеранов боевых действий исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 3.2 этой же статьи по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до01 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1 ст. 23.2. Закона "О ветеранах").
Пунктом 12 этой же правовой нормы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
В целя реализации статьи 23.02 Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ « О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ « о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который также определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем вставших на учёт до 01 января 2005 года ветеранов боевых действий.
В соответствии с п.1.2.2 указанного Порядка, по письменным заявлениям граждан, указанных в абзацах втором, третьем и четвертом настоящего пункта, в том числе ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 18 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Суд, руководствуясь ст. 49, 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" приходит к выводу о том, что юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела является установление факта наличия или отсутствия решения органа местного самоуправления о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
Однако истцом не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что он обращался с заявлением о постановке его на учет нуждающихся до 01.01.2005 и что был поставлен на жилищный учет. В связи с чем, суд приходит к выводу, что истец не относится к категории граждан, указанных в п.1.2.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-П и права не предоставление ему субсидии в рамках реализации указанного Порядка не имеет.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г., жилыми помещениями по договору социального найма, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений на общих основаниях в порядке очередности.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установленный законодателем порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 г., подразумевает общее правило предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации соответственно. Иначе говоря, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются ветеранам боевых действий, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу этой нормы Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены по договорам социального найма определенным законами субъекта Российской Федерации категориям граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, закрепленным в этих специальных нормативных правовых актах, и в установленном этими актами порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.2014 г. N 236-О, предусмотренное Федеральным законом "О ветеранах" право ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов является входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан, основанной на принципе целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
Из норм действующего законодательства следует, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации наделены также полномочиями устанавливать основания для признания данных категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях и предусматривать порядок предоставления таких жилых помещений.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что истец и после 01.01.2005 поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем правовые основания для удовлетворения требований истца у суда отсутствуют.
Кроме того, суд отмечает, что согласно ст.23.2 Федерального закона №5-ФЗ, Российская Федерация передает для осуществления Министерству труда и социального развития Пермского края полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 Федерального закона №5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
В связи с чем, суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Пермского края, наделенное полномочиями по обеспечению жильем категорий граждан в соответствии со ст.16 Федерального закона №5-ФЗ в виде предоставления субсидий на приобретение ( строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета, к которому истец самостоятельных исковых требований не заявляет.
Учитывая вышеизложенное, требования истца к ответчику администрации Горнозаводского городского округа, как заявленные к ненадлежащему ответчику, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
П в удовлетворении исковых требований к администрации Горнозаводского городского округа Пермского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство жилья, отказать.
Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд ( постоянное судебное присутствие в г. Горнозаводске) в апелляционном порядке.
Судья: А.А. Баширова