Решение по делу № 2-461/2018 от 14.09.2018

Дело №2-1-461/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Пасынковой О.В.

при секретаре Семянищевой Е.Д.,

с участием прокурора Анкудинова Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области

12 ноября 2018 года

дело по иску заместителя Кировского межрайонного прокурора Калужской области в интересах неопределенного круга лиц к Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» о возложении обязанности по проведению межевания земельного участка, занятого под общественным кладбищем, и осуществлению его постановки на кадастровый учет,

у с т а н о в и л:

    14 сентября 2018 г. заместитель Кировского межрайонного прокурора Калужской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район», в котором указал, что Кировской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации МР «Город Киров и Кировский район». В ходе проверки установлено, что не произведено межевание земельных участков, занятых под общественными кладбищами в д.Глиньково, п.Луначарский, расположенных на территории сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, сведения о праве собственности на указанные земельные участки в ЕГРН не внесены. В целях устранения выявленных нарушений 16.10.2017 вносилось представление в администрацию МР «Город Киров и Кировский район», по результатам рассмотрения которого была представлена информация о том, что в бюджете сельских поселений, в том числе «Село Дуброво» на 2018 г. будут предусмотрены денежные средства для межевания земельных участков, на которых в сельских поселениях расположены места захоронения, и постановки их на кадастровый учет. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие определенных границ земельных участков препятствует определению границ санитарно-защитных зон мест захоронения, а также осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. Прокурор ссылаясь на положения ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 6, 19, 25, 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» просил суд обязать администрацию муниципального района «Город Киров и Кировский район» в течение года после вступления решения суда в законную силу провести межевание земельных участков, занятых под общественными кладбищами в д.Глиньково, п.Луначарский, расположенных на территории сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области, и обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков занятых под общественными кладбищами в д.Глиньково, п.Луначарский, расположенных на территории сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области.

В ходе судебного разбирательства в заявлении от 30.10.2018 года прокурором были уточнены исковые требования, истец просил суд обязать администрацию МР «Город Киров и Кировский район» в течении года после вступления решения суда в законную силу : -провести межевание земельного участка, занятого под общественным кладбищем в д. Глиньково, расположенного на территории сельского поселения «деревня Тягаево» Кировского района Калужской области; - обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, занятого под общественным кладбищем в д. Глиньково, расположенного на территории сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области.

В судебном заседании прокурор Анкудинов Ю.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержал полностью, обосновывая доводами, указанными в иске и заявлении об уточнении иска, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Дойникова К.Е. не возражала против удовлетворения иска с учетом его уточнения, указав, что в срок, указанный прокурором в иске администрация постарается выполнить работы по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.

Определением судьи от 18.09.2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Администрация СП «Деревня Тягаево», Кировский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области.

В судебном заседании Администрация СП «Деревня Тягаево» в лице главы администрации Сучкова О.И. не возражала против удовлетворения иска прокурора с учетом его уточнения.

В судебное заседание представитель третьего лица Кировского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования с учетом их уточнения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно статье 15 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» места погребения по принадлежности могут быть государственными, муниципальными.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 указанной статьи).

Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи).

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункт 4 указанной статьи).

Согласно пункту 2.1 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

В силу пункта 2.5 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).

В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 – 6 к настоящим санитарным правилам.

Пунктом 7.1.12 главы VII указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относящихся к классу IV, санитарно-защитная зона составляет 100 м. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Таким образом, размер санитарно-защитной зоны зависит от площади кладбища и мест их размещения.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Частью 4 указанной статьи установлено, что к основным сведениям (характеристикам) объекта недвижимости относятся, в том числе, вид объекта недвижимости, описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.

Частью 5 вышеуказанной статьи предусмотрено, что к дополнительным сведениям (характеристикам) объекта недвижимости относятся, в том числе: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 части 1 и части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Проверкой, проведенной Кировской межрайонной прокуратурой, установлено, что на территории сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области в д.Глиньково, имеется общественное кладбище, расположенное на земельном участке, межевание которого не проведено и который не поставлен на кадастровый учет, сведения о данном земельном участке не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается объяснением прокурора, представлением Кировского межрайонного прокурора от 16.10.2017, ответом Кировской районной администрации МР «Город Киров и Кировский район» на представление от 01.12.2017.

Из ответа главы администрации сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области от 15.03.2018 следует, что согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений относятся к вопросам местного значения муниципального района. В связи с вышеизложенным, работа по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав мест захоронений (кладбищ) не проводилась и денежные средства в бюджет сельского поселения на эти цели не предусматривались.

Согласно ответу заместителя Главы Кировской районной администрации МР «Город Киров и Кировский район» от 16.03.2018 в сельских поселения, в том числе в сельском поселении «Деревня Тягаево», земельные участки под частью кладбищ не оформлены и не поставлены на кадастровый учет, если в 2018 г. данные работы не будут выполнены сельскими поселениями, то муниципальным районом будут предусматриваться денежные средства на указанные цели в 2019 – 2022 годах.

Из ответа директора ГКУ КО «Куйбышевское лесничество» от 28.05.2018 следует, что гражданское захоронение в деревне Глиньково расположено вне территории лесного фонда.

Учитывая вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что Кировская районная администрация муниципального района «Город Киров и Кировский район» не осуществляет установление местоположения земельного участка, занятого общественным кладбищем в сельском поселении «Деревня Тягаево» в д.Глиньково. В связи с чем данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и основные и дополнительные сведения о нем не внесены в государственный кадастр недвижимости, что препятствует определению санитарно-защитной зоны этих территорий, осуществлению санитарного и экологического контроля над местами захоронения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, что влечет угрозу нарушения прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, безопасность жизни и здоровья, осуществления хозяйственной деятельности вблизи санитарно-защитных зон.

Таким образом, исковые требования заместителя Кировского межрайонного прокурора Калужской области о возложении обязанности на ответчика провести межевание земельного участка, занятого под общественным кладбищем, расположенным на территории сельского поселения «Деревня Тягаево», и обратиться в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка подлежат удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, характера возложенных на ответчика обязанностей и объему предстоящих работ, совершение которых необходимо для выполнения данных обязанностей, суд считает необходимым в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установить срок исполнения решения суда в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, который является достаточным и соответствующим требованиям разумности.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Кировскую районную администрацию муниципального района «Город Киров и Кировский район» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу осуществить межевание земельного участка, занятого под общественным кладбищем в д. Глиньково, расположенного на территории сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области, и обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, занятого под общественным кладбищем в д. Глиньково, расположенного на территории сельского поселения «Деревня Тягаево» Кировского района Калужской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:         О.В.Пасынкова

Решение суда в окончательной форме принято 16 ноября 2018 года.

2-461/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кировский межрайонный прокурор
Ответчики
Кировская районная администрация МР "Город Киров и Кировский район"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области
администрация СП "Деревня Тягаево"
Суд
Кировский районный суд Калужской области
Дело на сайте суда
kirovsky.klg.sudrf.ru
14.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2018Передача материалов судье
18.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2018Судебное заседание
12.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее