Судья Родионова В.В. дело № 33а-1381/2021
УИД 37RS0019-01-2021-000016-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июня 2021года городИваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Егоровой Е.Г., Кругловой Н.С.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Е.Г. дело по апелляционной жалобе Бархоткина Никиты Сергеевича на решение Советского районного суда г. Иваново от 04 марта 2021 года по административному делу по административному иску Бархоткина Никиты Сергеевича к Военному комиссариату Ивановской области, Военному комиссариату г.Иваново, Призывной комиссии Ивановской области о признании решения призывной комиссии Ивановской области от 29 декабря 2020 года незаконным,
установила:
Бархоткин Н.С. обратился с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Ивановской области от 29 декабря 2020 года, оформленное протоколом № 53; возложить обязанность на призывную комиссию Ивановской области восстановить нарушенные права Бархоткина Н.С. в порядке, установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства от 04 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» в течение весенне-летнего призыва 2021 года.
Требования мотивированы тем, что Бархоткин Н.С. состоит на воинском учете в Военном комиссариате города Иваново. В рамках медицинского освидетельствования осенне-зимнего призывного периода 2020 года Бархоткин Н.С. предъявил медицинские документы из ООО «Медис» от 12 октября 2020 года, в соответствии с которыми установлена <данные изъяты>, консультативное заключение от 02 декабря 2020 года из ОБУЗ «ИОКБ» с установленным диагнозом «гипертоническая болезнь 1 ст.». На дополнительное обследование Бархоткин Н.С. не направлялся. 13 ноября 2020 года решением призывной комиссии города Иваново Бархоткину Н.С. присвоена категория годности «Б» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) и вынесено решение о призыве на военную службу. Не согласившись с данным решением, Бархоткин Н.С. обжаловал решение в призывную комиссию субъекта. 29 декабря 2020 года призывная комиссия Ивановской области рассмотрела жалобу Бархоткина Н.С., вынесла решение о присвоении категории годности «Б» и о призыве на военную службу. Административный истец полагает, что диагноз «гипертоническая болезнь» был подтвержден на основании исследований, которые проводились в медицинских учреждениях, утвержденных для этих целей распоряжением Губернатора Ивановской области «Об организации призыва граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ивановской области, на военную службу в октябре-декабре 2020 года», диагноз никем не оспорен, дополнительных медицинских документов ВВК Ивановской области не истребовала. Решениями призывных комиссий г.Иваново и Ивановской области нарушено право истца на освобождение от прохождения военной службы.
Решением Советского районного суда города Иваново от 04 марта 2021 года административные исковые требования Бархоткина Н.С. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, Бархоткин Н.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель административного истца по доверенности Удалов Ю.А. в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил жалобу удовлетворить.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Ивановской области по доверенности Сивякова В.Ю. по доводам апелляционной жалобы возражала.
В судебное заседание не явились: административный истец Бархоткин Н.С., представители административных ответчиков Военного комиссариата города Иваново, призывной комиссии города Иваново, призывной комиссии Ивановской области, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в соответствии с частью 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, проверив административное дело в полном объеме, исследовав материалы личного дела призывника, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон №53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона №53-ФЗ (нормы закона приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона №53-ФЗ.
В силу положений статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1).
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Согласно статье 28 Федерального закона №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1).
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона №53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).
В силу пункта 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по установленным категориям.
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. Персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Указанным решением также назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет (пункт 15, 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии со статьей 43 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565, гипертоническая болезнь с незначительная нарушением и без нарушения функций «органов-мишеней» соответствует категории годности «В».
Наличие <данные изъяты> у лиц, освидетельствуемых по графам I, II Расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Из материалов административного дела, личного дела призывника следует и судом установлено, что 13 ноября 2020 года по итогам проведенных в отношении Бархоткина Н.С. мероприятий, связанных с призывом на военную службу, призывной комиссией г. Иваново ему установлена категория годности «А» - годен к военной службе.
Решением Призывной комиссии Ивановской области от 29 декабря 2020 года решение призывной комиссии района отменено, Бархоткину Н.С. поставлен диагноз <данные изъяты>, он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями – категория годности «Б».
Разрешая заявленные Бархоткиным Н.С. требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения субъектовой призывной комиссии. При этом суд исходил из того, что для установления категории годности на основании пункта 43-в Расписания болезней, административным истцом должны быть представлены доказательства его диспансерного наблюдения в течение 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления и результаты его обследования в стационарных условиях. Однако указанных документально подтвержденных сведений о наличии заболевания в материалах дела не имеется и суду не представлено, допрошенная в судебном заседании врач ФИО11 пояснила, что под диспансерным наблюдением Бархоткин Н.С. не состоит. Поставленный по результатам проведенного медицинского освидетельствования диагноз административным истцом не оспорен, правом на проведение независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, Бархоткин Н.С. не воспользовался.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном постановлении.
Судебная коллегия полагает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему нормативному регулированию спорных правоотношений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы по результатам медицинского освидетельствования Бархоткина Н.С. дано заключение об установлении ему категории годности к военной службе Б-3, подтвержденной результатами проведенных врачами-специалистами осмотров и представленными медицинскими документами. Оснований для направления его на амбулаторное или стационарное обследование у призывной комиссии не имелось, доказательств наличия таковых при принятии оспариваемого решения административный истец не представил.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, о нарушении судом норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Иваново от 04 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бархоткина Никиты Сергеевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Егорова Е.Г.
Круглова Н.С.