Копия № 2-7325/2024
УИД: 24RS0048-01-2024-002037-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре – Огневой А.А.,
с участием истца – Петухова Ю.А., его представителя Рудык В.Е.,
представителя ответчика, третьего лица - Даниленко О.С., доверенности от 03.06.2024г., 04.06.2024г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петухова Юрия Алексеевича к ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Петухов Ю.А. обратился в суд с к ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что с 02.06.2006г. по 31.05.2020г. Петухов Ю.А. проходил государственную гражданскую службу в ГУФССП России по Красноярскому краю в различных должностях. С 01.06.2020г. проходил службу в должности старшего смены на объекте – судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Ужурскому району ГУФССП Росси по Красноярскому краю. Приказом ФССП России от 20.09.2023г. №№ служебный контракт прекращен, Петухов Ю.А. уволен со службы 24.09.2023г. по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. Выслуга лет по состоянию на 24.09.2023г. в календарном исчислении составила 16 лет 11 месяцев 22 дня, в льготном исчислении – 19 лет 04 месяца 25 дней. 17.10.2023г. Петухов Ю.А. обратился в ГУФССП России по Красноярском краю с рапортом о назначении пенсии за выслугу лет. Письмом врио начальника отдела государственной службы и кадров ГУФССП России по Красноярскому краю от 28.11.2023г. истцу отказана в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения в календарном исчислении составила 03 года 03 месяца 23 дня. Полагает, что отказ в назначении пенсии за выслугу лет является незаконным. Просит суд признать незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет, признать за истцом право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. б ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 24.09.2023г.; возложить на ответчика обязанность принять от Петухова Ю.А. заявление и документы о назначении пенсии с даты первичного обращения для направления их в отдел пенсионного обеспечения ФССП России.
В судебном заседании истец Петухов Ю.А. и его представитель Рудык В.Е., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, принимающие участие в судебном заседании посредством ВКС на базе Ужурского районного суда Красноярского края, поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУФССП России по Красноярскому краю, представителя третьего лица ФССП России – Даниленко О.С., действующая на основании доверенностей от 03.06.2024г. и 04.06.2024г., в судебном заседании заявленные требования не признала, полагала, что отказ в назначении пенсии за выслугу лет вынесен в соответствии действующим законодательством, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Петухова Ю.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов, регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 и пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее- Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1) право на пенсию за выслугу лет приобретают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Право на пенсию за выслугу лет имеют также лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.
На основании п. 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.
В силу п. 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, за исключением случаев, когда в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Частью 2 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 01.01.2020 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении).
Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 01.07.2020 должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Статьей 96 указанного Закона были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со статьей 6 данного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу пункта "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях"; в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Определение трудового стажа по основанию, предусмотренному пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 производится в календарном исчислении.
Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 определены виды пенсий, на которые лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеют право на основании норм данного Закона. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 5 названного Закона назначаются лицам, указанным в статье 1 Закона, если они имеют предусмотренную этим законом выслугу лет на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 необходимо одновременно наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается.
Такое право предоставлено лицам: уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; достигшим на день увольнения 45-летнего возраста; имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба (военная, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и прокуратуры).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с основаниями, установленными законом.
Главой 4 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Петухов Ю.А. проходил государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю в различных должностях с 02.10.2006г. по 31.05.2020г.
На основании приказа ФССП России №№ от 20.05.2020г. с 01.06.2020г. проходил службу органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности старшего смены на объекте – судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Ужурскому району ГУФССП Росси по Красноярскому краю.
На основании приказа ФССП России от 20.09.2023г. №№ «Об увольнении сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» 24.09.2023г. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, в соответствии с п.2 ч.1 ст.80 Федерального закона от 01.10.2019г. №32-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно представления к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Петухова Ю.А., по состоянию на 24.09.2023г. стаж службы (выслуга лет) для назначении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения, на 24.09.2023г. составляет 19 лет 04 месяца 25 дней, из них календарный 16 лет 11 месяцев 22 дня, в льготном исчислении – 19 лет 04 месяца 25 дней.
30.10.2023г. в отдел государственной службы и кадров ГФССП России по Красноярскому краю поступил рапорт Петухова Ю.А. о рассмотрении вопроса о назначении пенсии.
Письмом ГУФССП России по Красноярскому краю от 28.11.2023г. №№ Петухову Ю.А. отказано в назначении пенсии по п. б ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с тем, что по состоянию на 24.09.2023г. выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения РФ составила 03 года 03 месяца 23 дня в календарном исчислении и 03 года 03 месяца 23 дня в льготном исчислении.
Не согласившись с указанными действиями ответчика ГУФССП России по Красноярскому краю, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что право на пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с принятием Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, возникает у лиц, проходящих службу в органах принудительного исполнения.
После внесения изменений в Федеральный закон N 328-ФЗ истец был в порядке перевода назначен на должность в органах принудительного исполнения, в период с 01.06.2020г. по 24.09.2023г. проходил службу в органах принудительного исполнения в должности старшего смены на объекте – судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю на основании заключенного контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, действие которого прекращено в связи с достижением Петуховым Ю.А. предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. Таким образом, Петухов Ю.А. на момент увольнения являлся лицом, находящимся на службе в органах принудительного исполнения, соответственно, относится к числу лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, и на него распространяются положения Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ, в том числе части 14 статьи 92 названного Федерального закона, предусматривающего зачет в стаж службы (выслугу лет) периодов замещения не позднее 01.07.2020г. должностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание то, что Петухов Ю.А. в период времени с 02.10.2006г. по 31.05.2020г. осуществлял замещение должности государственной гражданской службы в территориальном органе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, с 01.06.2020г. по 24.09.2023г. - старшего смены на объекте – судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Ужурскому району ГУФССП Росси по Красноярскому краю, на момент увольнения по достижении предельного возраста являлся сотрудником органа принудительного исполнения, общий трудовой стаж Петухова Ю.А. составляет более 25 лет, служба в органах принудительного исполнения составляет 16 лет 11 месяцев 22 дня в календарном исчислении (19 лет 04 месяца 22 дня – в льготном исчислении), что является достаточным для назначения ему пенсии на основании пункта "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, суд приходит к выводу о возникновении у истца права на получение пенсии по выслуге лет с 24.09.2023г.
Статьей 52 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" установлено, что заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Приказом ФССП России от 20.10.2022г. N 824 утвержден Порядок организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее – Порядок), который действовал на момент обращения Петухова Ю.А. с рапортом о назначении пенсии.
В соответствии с п.1 Порядок регулирует вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, имеющих специальные звания и уволенных из органов принудительного исполнения Российской Федерации с правом на получение пенсии (далее - пенсионеры), и членов их семей.
В силу п. 3 Порядка пенсионное обеспечение осуществляется отделом пенсионного обеспечения Финансово-экономического управления (далее - пенсионный отдел) во взаимодействии с Управлением государственной службы и кадров, кадровыми подразделениями территориальных органов ФССП России.
Согласно п. 1.1 Положения о Финансово-экономическом управлении Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 29.05.2020 N 429, указанное управление является самостоятельным структурным подразделением федерального органа принудительного исполнения, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции задачи и функции федерального органа принудительного исполнения в сфере финансово-экономической деятельности, а также пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в органах принудительного исполнения.
В соответствии с п. п. 1.8.1, 1.8.3 вышеуказанного Положения основными задачами Управления являются: реализация действующего законодательства Российской Федерации в сфере финансовой и бухгалтерской деятельности, пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы органов принудительного исполнения Российской Федерации; организация централизованного начисления и выплаты денежного довольствия и заработной платы личному составу ФССП России, а также пенсий лицам, уволенным со службы в органах принудительного исполнения. Управление осуществляет централизованное начисление и выплату, в том числе, пенсий - лицам, уволенным со службы в органах принудительного исполнения.
Судом принимается во внимание, что к предмету рассмотрения спора относится оценка действий ответчика ГУФССП России по Красноярскому краю при исполнении возложенных на них обязанностей по организации работы по пенсионному обеспечению в отношении истца.
В силу п. 5 Порядка документы для назначения пенсии сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники), увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляют кадровые подразделения органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - кадровые подразделения) по последнему месту службы и передают их в пенсионный отдел. Сотрудники, а также члены семей умерших (погибших) сотрудников вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, когда такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях кадровое подразделение запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Кадровое подразделение по последнему месту службы сотрудника проверяет данные о прохождении им службы (военной службы), уточняет и подтверждает периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляет расчет выслуги лет для назначения пенсии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Порядку), который согласовывает с пенсионным отделом и представляет на ознакомление сотруднику под подпись (п. 6 Порядка).
Каждый период службы (военной службы), подлежащий зачету на льготных условиях, должен содержать ссылку на соответствующий правовой акт и подтверждающие документы с указанием номера, даты и наименования организации, выдавшей документ (издавшей приказ) (п. 7 Порядка).
При назначении пенсии в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона перед выслугой лет указывается общий трудовой стаж на основании данных трудовой книжки либо иных документов, подтверждающих трудовой стаж (п. 9 Порядка).
В соответствии с п. 10 Порядка документы для назначения пенсии представляются кадровыми подразделениями территориальных органов принудительного исполнения по последнему месту службы в пенсионный отдел не позднее 5 рабочих дней со дня подачи сотрудником либо членом семьи погибшего (умершего) сотрудника заявления о назначении пенсии.
На основании представленных документов пенсионный отдел составляет заключение о назначении пенсии (п. 13 Порядка).
Из материалов дела следует, что ответчик ГУФССП России по Красноярскому краю, получив рапорт Петухова Ю.А., в нарушение вышеуказанных положений Временной инструкции не оформил в соответствии с приложением №1 к Порядку расчет выслуги лет для назначения пенсии, не согласовал данный расчет с пенсионным отделом, а затем не оформил в установленном порядке документы для назначения пенсии и не передал их в пенсионный отдел, для принятия решения уполномоченным органом.
При таких обстоятельствах, суд, установив факт нарушения ответчиком пенсионных прав Петухова Ю.А., выразившийся в ненадлежащей организации работы по приему и оформлению документов для назначения пенсии, нарушении положений Порядка организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденной приказом ФССП России от 20.10.2022 N 824, необоснованном отказе в назначении пенсии, принимая во внимание предмет и основания иска, требования которого сводятся к защите пенсионных прав истца, при этом оценка действий ответчика относится к предмету рассматриваемого спора, приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания отказа ГУФССП России по Красноярскому краю в принятии от истца документов, необходимых для назначения пенсии по выслуге лет незаконными, с возложением обязанности принять заявление истца и документы о назначении пенсии с даты первичного обращения для направления их в отдел пенсионного обеспечения ФССП России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петухова Юрия Алексеевича (паспорт: №) к ГУФССП России по Красноярскому краю (ИНН: №) о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУФССП России по Красноярскому краю в принятии от Петухова Юрия Алексеевича документов, необходимых для назначения пенсии по выслуге лет.
Признать за Петуховым Юрием Алексеевичем право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с п. б ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 24.09.2023г.
Возложить обязанность на ГУФССП России по Красноярскому краю принять от Петухова Юрия Алексеевича заявление и документы о назначении пенсии с даты первичного обращения для направления их в отдел пенсионного обеспечения ФССП России.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 27 июня 2024 года.
Копия верна.