Решение по делу № 33-2987/2024 от 09.04.2024

г. Сыктывкар Дело № 2-598/2024 (33-2987/2024 г.)

УИД: 11RS0001-01-2023-011020-94

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2024 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2024 года, которым

признано за Мамедовым Х.Я. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом его права на дополнительную площадь.

Исковые требования к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми ... об обязании произвести выплату в <Дата обезличена> году оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., судебная коллегия

установила:

Мамедов Х.Я.о. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми с требованием о признании права его семьи на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом его права на дополнительную площадь, а также возложении обязанности произвести семье истца выплату в <Дата обезличена> году, требования обоснованы тем, что является инвалидом с детства, состоит в списке граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, полагает, что имеет право на дополнительную площадь.

Сторона истца, третьи лица, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель Минстрой Республики Коми иск не признал, указав, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие право на получение дополнительной площади, заболевание не входит в действующий перечень, дающий право на дополнительную площадь.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований, как постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> признано за Мамедовым Х.Я. оглы право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории ... включив Мамедова Х.Я.о., в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента обращения, то есть с <Дата обезличена>».

Во исполнение данного решения постановлением администрации МР «Удорский» от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> признано за Мамедовым Х.Я.о. право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории инвалиды, он включен в список граждан, имеющих прав на получением социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по муниципальному образования МР «Удорский» с <Дата обезличена> года с составом семьи ... человека (сам Мамедов Х.Я.о и его мать Мамедова Г.И.).

Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми по делу <Номер обезличен>, вступившим в законную силу, Роноева О.Я., Роноева А.В. признаны членами семьи Мамедова Х.Я.о.

Истцом суду представлена справка ... от <Дата обезличена> года <Номер обезличен>, из которой следует, что Мамедов Х.Я.о. находился на диспансерном учете у врача ... с <Дата обезличена> с диагнозом: умственная ... Диагноз, по которому Мамедов Х.Я.о. наблюдался у ... входил в перечень заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №817.

Отклоняя доводы ответчика о том, что истец не доказал право на получение дополнительной жилой площади, поскольку его заболевание не входит в перечень заболеваний, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года №991н, суд исходил из того, что на момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у Мамедова Х.Я.о. заболевание входило в Перечень заболеваний, дающих право на дополнительную площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817, и право на получение социальной выплаты для приобретения жилья возникло у него с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию, то есть до вступления в силу Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 30.11.2012 N 991н.

По мнению суда, юридически значимым обстоятельством, являлся не факт обращения истца в суд с настоящим иском, а его постановка на учет в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.

Суд пришел к выводу, что поскольку на момент постановки на учет нуждающегося имеющееся у истца заболевание подпадало под перечень заболеваний дающих право на дополнительную площадь, а также под перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, то у Мамедова Х.Я.о. возникло право на дополнительную площадь при получении социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Мамедова Х.Я.о. о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья в <Дата обезличена> году, суд исходил из того, что учетное дело Мамедова Х.Я.о. и членов его семьи на момент рассмотрения дела не поступало в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми для осуществления выплаты в <Дата обезличена> году, соответственно ответчиком не принималось решений об отказе в осуществлении социальной выплаты истцу и членам его семьи, их права не нарушены. В части отказа в удовлетворении исковых требований решение суда сторонами не обжалуется и судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не проверяется.

Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика в силу следующего.

Нормами Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона N 228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий, в том числе, имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 г. и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.

В соответствии с пунктом 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, изложенным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

В соответствии с п.п. «е» п. 19 Правил для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (исполнительный орган субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением ряда документов, в том числе документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Правила дополнены указанным подпунктом «е» п. 19 Постановлением Правительства РФ от 15.10.2007 № 681, и указанные изменения подлежат применению с 01 января 2008 года.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. В перечень данных заболеваний входили психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" издан приказ Минздрава России от 30.11.2012 N 991н (действует с 01.01.2018), которым утвержден перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, к которым относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (код заболевания F01; F03 - F09; F20 - F29; F30 - F33; F84.0; F84.1).

Из материалов дела следует, что истцу ... выдана справка от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, из которой следует, что Мамедов Х.Я.о. находился на диспансерном учете у врача ... с <Дата обезличена> года с диагнозом: ... С <Дата обезличена> являлся ребенком инвалидом по ... заболеванию, далее был переведен во взрослую сеть, определена ... группа инвалидности. С <Дата обезличена> года снят с учета ввиду смены места жительства. Диагноз, по которому Мамедов Х.Я.о. наблюдался у ..., входил в перечень заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №817.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что в настоящее время у него имеется диагноз, дающий право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н.

Доводы истца о том, что на дату его постановки на учет (<Дата обезличена> года) действовало Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 817, и его заболевание давало ему право на предоставление дополнительной площади, ошибочны.

Право истца состоять на учете на получение социальной выплаты было признано решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена>. На дату принятия решения Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 уже не действовало и не может распространяться на правоотношения, возникшие после истечения срока его действия.

Кроме того, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата (п. 12 Правил).

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям (при наличии права на дополнительную общую площадь одновременно у получателя сертификата и (или) нескольких членов семьи получателя сертификата) размер такой площади не суммируется (пункт 16).

В соответствии с п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник процессных мероприятий представляет следующие документы документ, подтверждающий право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Анализируя вышеуказанные нормы права, можно сделать вывод, что документ, подтверждающий право на получение дополнительной жилой площади предоставляется гражданином непосредственно перед выдачей сертификата, то есть в ходе процессных мероприятий.

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации МР «Удорский» от <Дата обезличена> Мамедов Х.Я.о. признан имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением, он включен в состав участников ведомственной целевой программы с составом семьи 3 человека, дата включения в список – <Дата обезличена> по категории ...

В тот же день истцу направлено администрацией МР «Удорский» письмо о необходимости подачи заявления в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Для решения вопроса об оформлении государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной площади рекомендовано предоставить справку в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н.

Такая справка в Минстрой Республики Коми не представлена. В настоящее время у Мамедова Х.Я.о. отсутствует заболевание, дающее ему право на дополнительную жилую площадь. Доказательств тому не представлено.

Кроме того, заявляя исковые требования, истец указывает именно на его право по заболеванию, которое включено в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, а не Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н, тогда как право его на получение социальных выплат было признано только <Дата обезличена>

Выводы суда о том, что на момент вступления в силу приказа Минздрава России от 30.11.2012 N 991н истец уже состоял на учете для получения социальной выплаты неверные, поскольку постановление о постановке на учет Мамедова ХЯ.о. принято администрацией МР «Удорский» только после вступления в законную силу решения Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена>

Суждение суда о том, что решением Усть-Вымского районного суда от <Дата обезличена> установлена нуждаемость Мамедова Х.Я.о. в постоянном уходе и присмотре третьими лицами, что является преюдицией и не подлежит доказыванию вновь, судебная коллегия находит ошибочным, поскольку по указанному решению предметом спора являлось определение членов семьи Мамедова Х.Я.о. Возможность самостоятельного проживания истца в силу имеющегося заболевания не была предметом рассмотрения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм.

Реализуя конституционные полномочия, федеральным законодателем установлены условия, которым должны соответствовать граждане, претендующие на получение жилищной субсидии.

В рассматриваемом случае право истца на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ответчиком не оспаривается, при этом право на обеспечение дополнительной площадью должно быть подтверждено документом в ходе процессных мероприятий, согласие на участие в которых гражданин должен подтвердить.

С учетом изложенного, право на предоставление социальной выплаты с учетом дополнительной площади, не может определяться с даты признания права гражданина на получение социальной выплаты.

Кроме того, возможность предоставления документа, подтверждающего право на получение социальной выплаты с учетом дополнительной площади, в ходе процессных мероприятий стала возможна с <Дата обезличена>, когда пункт 19 Правил был дополнен подпунктом «е», то есть на <Дата обезличена> такая возможность отсутствовала.

С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения исковых требований Мамедова Х.Я.о. о признании за ним права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом его права на дополнительную площадь, подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В остальной части решение оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2024 года в части удовлетворения исковых требований Мамедова Х.Я.о. о признании за ним права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом его права на дополнительную площадь, отменить, вынести новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований Мамедову Х.Я. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом его права на дополнительную площадь.

В остальной части решение оставить без изменения.

Мотивированное определение изготовлено 17 апреля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-2987/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Мамедов Хаган Яшар оглы
Ответчики
Министерство строительства и ЖКХ РК
Другие
Администрация МР Удорский
Роноева Ольга Яшаровна
Мамедова Галина Ивановна
Роноева Алина Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Шерстнёва А. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
15.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Передано в экспедицию
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее