Решение по делу № 2-70/2022 от 10.01.2022

Дело № 2-70/2022

УИД 04RS0024-01-2022-000007-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года                                                                    с.Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.Н., при секретаре Намсараевой В.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ к ГБУЗ "Хоринская центральная районная больница", Министерство здравоохранения Республики Бурятия об обязании построить новое здание структурного подразделения фельдшерско-акушерского пункта в с. <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь с исковым заявлением, прокурор <адрес> РБ просит обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о здравоохранении установлено, что здание фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> оказывают медицинскую помощь населению района в условиях неудовлетворительного технического состояния помещений, что создает угрозу здоровью граждан, нарушает их право на качественную медицинскую помощь в условиях, соответствующих нормам и требованиям. Согласно проведенных строительно-технической экспертизы следует, что с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам, техническое состояние рассматриваемого здания ФАП в соответствии с терминами и определениями ГОСТ 31937-2011 может быть определено как «ограниченно работоспособным». В соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 оценка технического состояния здания «ограниченно работоспособное состояние» - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. В соответствии с терминами и определениями СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания «ограниченно пригодный 3-й категории» когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования. Учитывая то, что несущие конструкции здания ФАП требуют выполнения большого объема работ по их усилению для приведения в соответствие современным требованиям, сопоставимым с возведением нового, рекомендовано снести здание и возвести новое, отвечающее требованиям.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено – Правительство Республики Бурятия

В судебном заседании представитель истца Гензур Т.В., заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в иске доводам.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила возражение на исковое заявление, в котором просила в иске отказать.

Представитель ответчика ГБУЗ "Хоринская центральная районная больница" врио главного врача ФИО4, извещенный надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия ФИО5-Ц., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь    ч

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения

санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания в медицинских организациях.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1,2 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении.

Установлено, что ООО «ГК «БайкалРесурс» для ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» проведена строительно-технической экспертизы нежилого помещения здания фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП), расположенного по адресу: <адрес>, ФИО6 результатам проведенной экспертизы ООО «ГК «БайкалРесурс» составлен акт экспертной оценки технического состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации объекта недвижимого имущества (далее - экспертная оценка).

Из описания объекта исследования следует, что здание фельдшерско- акушерского пункта 1978 года постройки, по конструктивным особенностям перекрытие деревянное по балкам, наружные стены брусовые, стены и перегородки внутренние деревянные, оштукатурены по драни, оконные проемы деревянные рамы с одинарным остеклением, дверь входная деревянная, фундамент бетонный, стропильная система деревянная, кровля шифер волнистый, асбестоцементный.

Техническое состояние объекта ограниченно работоспособное. Малозаглубленный и невысокий фундамент имеет многочисленные трещины, утраты и сколы. Отмостка вокруг здания отсутствует. Несущие балки перекрытия имеют прогиб более 14 см при пролете 4 м. Перекрытие над необслуживаемой частью здания обвалилось. Теплозащитные свойства сруба не могут обеспечить выполнение требований закона об энергосбережении № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Кровля из волнистого шифера имеет многочисленные трещины, сколы, утраты. Часть здания не имеет кровлю.

Из выводов экспертной оценки следует, что с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам, техническое состояние рассматриваемого здания ФАП в соответствии с терминами и определениями ГОСТ 31937-2011 может быть определено как «ограниченно работоспособным».

В соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 оценка технического состояния здания «ограниченно работоспособное состояние» - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

В соответствии с терминами и определениями СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания «ограниченно пригодный 3-й категории» когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования.

Учитывая то, что несущие конструкции здания ФАП требуют выполнения большого объема работ по их усилению для приведения в соответствие современным требованиям, сопоставимым с возведением нового, рекомендовано снести здание и возвести новое, отвечающее требованиям.

Согласно сведениям фельдшерско-акушерский пункт обслуживает 410 человек, проживающих на территории сельского поселения «Ашангинское».

Таким образом, структурное подразделение ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» ФАП <адрес> оказывает медицинскую помощь населению района в условиях неудовлетворительного технического состояния помещений, что создает угрозу здоровью граждан, нарушает их право на качественную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

<адрес> направлено в адрес ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ представление об устранении указанных нарушений.

Согласно ответу ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт зданий учреждения, строительство новых зданий для учреждения производится за счет средств федерального бюджета, собственных средств, а также полномочий самостоятельно проводить капитальный ремонт и строительство новых объектов учреждение не имеет.

Установлено, что здание ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 113,5 кв.м., находится в оперативном управлении ГБУЗ «Хоринская ЦРБ».

Собственником имущества ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» является <адрес>.

Полномочия собственника по управлению имуществом ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Эксплуатация здания ФАП в <адрес> в настоящем неудовлетворительном техническом состоянии несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан: пациентов, находящихся в учреждении, а также работников, состав которых периодически меняется, и иных лиц, посещающих учреждение.

Органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств для проведения капитального ремонта, является Министерство здравоохранения Республики Бурятия. Соответственно, на него возлагается обязанность предусмотреть финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений, допущенных при эксплуатации здания ФАП в <адрес>.

Судом установлено, что указанные обстоятельства выявлены в ходе проведенной прокуратурой проверки, подтверждаются представленными в дело материалами и сомнений у суда не вызывают.

То обстоятельство, что здание фельдшерско-акушерского пункта в <адрес>, является «ограниченно работоспособным», ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с Уставом ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан является организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 319 «О министерстве здравоохранения Республики Бурятия» (далее по тексту Распоряжение) данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия.

Основными задачи Министерства здравоохранения РБ являются: разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, организации охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий, организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, разработка и представление в Правительство Республики Бурятия проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст.6.27, ст.6.28, ст.6.29 Распоряжения Минздрав РБ осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (каковым и является ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница»), Утверждает сметы расходов и доходов казенных учреждений здравоохранения, учредителем которых является Министерство, формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение

В соответствии со ст.6.25 Распоряжения Минздрав РБ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций (каковым и является ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница».

Таким образом, поскольку финансовое обеспечение, как и функции полномочия учреждения ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения, суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий по строительству новых зданий структурных подразделений ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница» зданий фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> должна быть возложена на Министерство здравоохранения РБ.

Суд считает необходимым отметить, что доводы Министерства здравоохранения РБ о недостаточности средств в бюджете не имеют значения, поскольку особенности финансирования не исключают необходимости соблюдения нормативных требований в области санитарно - эпидемиологического благополучия. Право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения судебного решения в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок для осуществления финансирования - в срок в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для осуществления строительства нового здания структурного подразделения ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница» фельдшерско-акушерского    пункта в <адрес> - в срок в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по мнению суда данные сроки являются разумными и справедливыми, поскольку в пределах этих сроков, с учетом необходимости формирования расходных бюджетных обязательств, оформления заявок, заключения контрактов (договоров) и выполнения работ, ответчики должны и могут принять все необходимые меры для исполнения решения суда в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.тГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> Республики Бурятия - удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хоринский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                    Е.Н. Лебедева

2-70/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хоринского района
Ответчики
ГБУЗ "Хоринская центральная районная больница"
министерство здравоохранения РБ
Суд
Хоринский районный суд Республики Бурятия
Судья
Лебедева Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
horinsky.bur.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Подготовка дела (собеседование)
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Подготовка дела (собеседование)
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2022Дело оформлено
28.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее