Дело № 2-70/2022
УИД 04RS0024-01-2022-000007-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года с.Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.Н., при секретаре Намсараевой В.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ к ГБУЗ "Хоринская центральная районная больница", Министерство здравоохранения Республики Бурятия об обязании построить новое здание структурного подразделения фельдшерско-акушерского пункта в с. <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с исковым заявлением, прокурор <адрес> РБ просит обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о здравоохранении установлено, что здание фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> оказывают медицинскую помощь населению района в условиях неудовлетворительного технического состояния помещений, что создает угрозу здоровью граждан, нарушает их право на качественную медицинскую помощь в условиях, соответствующих нормам и требованиям. Согласно проведенных строительно-технической экспертизы следует, что с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам, техническое состояние рассматриваемого здания ФАП в соответствии с терминами и определениями ГОСТ 31937-2011 может быть определено как «ограниченно работоспособным». В соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 оценка технического состояния здания «ограниченно работоспособное состояние» - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. В соответствии с терминами и определениями СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания «ограниченно пригодный 3-й категории» когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования. Учитывая то, что несущие конструкции здания ФАП требуют выполнения большого объема работ по их усилению для приведения в соответствие современным требованиям, сопоставимым с возведением нового, рекомендовано снести здание и возвести новое, отвечающее требованиям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено – Правительство Республики Бурятия
В судебном заседании представитель истца Гензур Т.В., заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в иске доводам.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила возражение на исковое заявление, в котором просила в иске отказать.
Представитель ответчика ГБУЗ "Хоринская центральная районная больница" врио главного врача ФИО4, извещенный надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия ФИО5-Ц., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь ч
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения
санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания в медицинских организациях.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении.
Установлено, что ООО «ГК «БайкалРесурс» для ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» проведена строительно-технической экспертизы нежилого помещения здания фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП), расположенного по адресу: <адрес>, ФИО6 результатам проведенной экспертизы ООО «ГК «БайкалРесурс» составлен акт экспертной оценки технического состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации объекта недвижимого имущества (далее - экспертная оценка).
Из описания объекта исследования следует, что здание фельдшерско- акушерского пункта 1978 года постройки, по конструктивным особенностям перекрытие деревянное по балкам, наружные стены брусовые, стены и перегородки внутренние деревянные, оштукатурены по драни, оконные проемы деревянные рамы с одинарным остеклением, дверь входная деревянная, фундамент бетонный, стропильная система деревянная, кровля шифер волнистый, асбестоцементный.
Техническое состояние объекта ограниченно работоспособное. Малозаглубленный и невысокий фундамент имеет многочисленные трещины, утраты и сколы. Отмостка вокруг здания отсутствует. Несущие балки перекрытия имеют прогиб более 14 см при пролете 4 м. Перекрытие над необслуживаемой частью здания обвалилось. Теплозащитные свойства сруба не могут обеспечить выполнение требований закона об энергосбережении № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Кровля из волнистого шифера имеет многочисленные трещины, сколы, утраты. Часть здания не имеет кровлю.
Из выводов экспертной оценки следует, что с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам, техническое состояние рассматриваемого здания ФАП в соответствии с терминами и определениями ГОСТ 31937-2011 может быть определено как «ограниченно работоспособным».
В соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 оценка технического состояния здания «ограниченно работоспособное состояние» - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
В соответствии с терминами и определениями СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания «ограниченно пригодный 3-й категории» когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования.
Учитывая то, что несущие конструкции здания ФАП требуют выполнения большого объема работ по их усилению для приведения в соответствие современным требованиям, сопоставимым с возведением нового, рекомендовано снести здание и возвести новое, отвечающее требованиям.
Согласно сведениям фельдшерско-акушерский пункт обслуживает 410 человек, проживающих на территории сельского поселения «Ашангинское».
Таким образом, структурное подразделение ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» ФАП <адрес> оказывает медицинскую помощь населению района в условиях неудовлетворительного технического состояния помещений, что создает угрозу здоровью граждан, нарушает их право на качественную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
<адрес> направлено в адрес ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ представление об устранении указанных нарушений.
Согласно ответу ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № капитальный ремонт зданий учреждения, строительство новых зданий для учреждения производится за счет средств федерального бюджета, собственных средств, а также полномочий самостоятельно проводить капитальный ремонт и строительство новых объектов учреждение не имеет.
Установлено, что здание ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 113,5 кв.м., находится в оперативном управлении ГБУЗ «Хоринская ЦРБ».
Собственником имущества ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» является <адрес>.
Полномочия собственника по управлению имуществом ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Эксплуатация здания ФАП в <адрес> в настоящем неудовлетворительном техническом состоянии несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан: пациентов, находящихся в учреждении, а также работников, состав которых периодически меняется, и иных лиц, посещающих учреждение.
Органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств для проведения капитального ремонта, является Министерство здравоохранения Республики Бурятия. Соответственно, на него возлагается обязанность предусмотреть финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений, допущенных при эксплуатации здания ФАП в <адрес>.
Судом установлено, что указанные обстоятельства выявлены в ходе проведенной прокуратурой проверки, подтверждаются представленными в дело материалами и сомнений у суда не вызывают.
То обстоятельство, что здание фельдшерско-акушерского пункта в <адрес>, является «ограниченно работоспособным», ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с Уставом ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан является организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 319 «О министерстве здравоохранения Республики Бурятия» (далее по тексту Распоряжение) данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия.
Основными задачи Министерства здравоохранения РБ являются: разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, организации охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий, организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, разработка и представление в Правительство Республики Бурятия проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст.6.27, ст.6.28, ст.6.29 Распоряжения Минздрав РБ осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (каковым и является ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница»), Утверждает сметы расходов и доходов казенных учреждений здравоохранения, учредителем которых является Министерство, формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение
В соответствии со ст.6.25 Распоряжения Минздрав РБ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций (каковым и является ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница».
Таким образом, поскольку финансовое обеспечение, как и функции полномочия учреждения ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения, суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий по строительству новых зданий структурных подразделений ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница» зданий фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> должна быть возложена на Министерство здравоохранения РБ.
Суд считает необходимым отметить, что доводы Министерства здравоохранения РБ о недостаточности средств в бюджете не имеют значения, поскольку особенности финансирования не исключают необходимости соблюдения нормативных требований в области санитарно - эпидемиологического благополучия. Право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения судебного решения в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок для осуществления финансирования - в срок в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для осуществления строительства нового здания структурного подразделения ГБУЗ «Хоринская центральная районная больница» фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> - в срок в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по мнению суда данные сроки являются разумными и справедливыми, поскольку в пределах этих сроков, с учетом необходимости формирования расходных бюджетных обязательств, оформления заявок, заключения контрактов (договоров) и выполнения работ, ответчики должны и могут принять все необходимые меры для исполнения решения суда в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.т № ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Бурятия - удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Хоринская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья Е.Н. Лебедева