РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 февраля 2017 года город Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Начарова Д. В.,
при секретаре Ершовой И. Ф.,
с участием представителя административного лица Литвинова О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя – (ФИО)1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
(дата) Змановской Н.Е. подано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка площадью 10 300 кв.м. с кадастровым номером (номер), расположенного в городе (адрес)
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 01 декабря 2003 года, его кадастровая стоимость утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 августа 2015 года № 249-п и по состоянию на 01 сентября 2014 года установлена в размере 48 217 390 рублей.
Считает стоимость принадлежащего ей земельного участка завышенной, что нарушает её права как плательщика земельного налога, поскольку завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка влечет увеличенный размер налоговых отчислений.
Просила установить кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка равной рыночной в размере 24 065 950 рублей по состоянию на 01 сентября 2014 года.
Рыночная стоимость земельного участка подтверждается отчетом (номер) от (дата), подготовленным обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>
Административный истец Змановская Н.Е., административные ответчики Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и администрация города Ханты-Мансийска, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили.
От ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступили письменные пояснения, где представитель ответчика Пузина Е.Ф. просила изменить процессуальный статус ФГБУ «ФКП Росреестра» на заинтересованное лицо, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Указанные стороны просили рассмотреть дело по существу без участия их представителей, решение принять на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах, на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Участвующий в судебном заседании представитель административного истца Литвинов О.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Заслушав объяснения лиц, участвующий в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что административному истцу Змановской Н.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 10 300 кв.м. с кадастровым номером 86:12:0101022:17, относящийся к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием для <данные изъяты>, расположенный по адресу: (адрес) (адрес)
Право собственности земельного участка подтверждается копией свидетельств о государственной регистрации права (адрес) от (дата).
Согласно кадастровой справке ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 11 ноября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) составляет 48 217 390 рублей.
Земельный участок вошел в перечень объектов государственной кадастровой оценки, их кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 сентября 2014 года, дату формирования указанного перечня. Стоимость утверждена постановлением Правительства (адрес) – Югры от (дата) (номер)-п.
В соответствии с отчетом (номер) от (дата), подготовленным обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, по состоянию на 01 сентября 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) составляет 24 065 950 рублей.
В соответствии с экспертным заключением (номер) от (дата), подготовленным Саморегулируемой организацией <данные изъяты> указанный отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным Законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ (в редакции от 21 июля 2014 года) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно статье 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административный истец Змановская Н.Е., являясь собственником спорного объекта недвижимости, относятся к лицам, чьи права затрагиваются размером кадастровой стоимости и вправе оспорить их, так как завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет за собой увеличенные налоговые платежи.
Защита нарушенных прав собственника возможна посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В данном случае основанием для внесения органом кадастрового учета рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является решение суда, вступившее в законную силу.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
Согласно положениям ст. 24.15 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу ст. 59, ч. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, а также заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса, подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Таким образом, при рассмотрении дела и установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной оценке подлежит представленный истцом отчет.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 от N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Подготовленный обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> отчет (номер) от (дата) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, а также федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, что подтверждено экспертным заключением (номер) от (дата).
Указанный отчет содержит подробное описание исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос, сделан вывод о размере рыночной стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, отчет об оценке земельного участка (номер) от (дата) отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнения в достоверности.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
По настоящему делу доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом величину рыночной стоимости находящегося у него в аренде земельного участка, или свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, ответчиками, заинтересованными лицами не представлено.
В ходе судебного разбирательства по делу объективно подтверждена достоверность рыночной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании административного искового заявления обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
С учетом того, что административное исковое заявление подано в суд Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 30 декабря 2016 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя - (ФИО)1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 10 300 кв.м. с кадастровым номером (номер) относящийся к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием <данные изъяты>, расположенный по адресу: (адрес) – Югры, по состоянию на 01 сентября 2014 года в размере 24 065 950 рублей.
Датой подачи заявления считать 30 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через тот же суд в течение месяца со дня его принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Начаров Д. В.