Дело № 5-179/2021
22RS0053-01-2021-000607-43
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 ноября 2021 г. с.Топчиха
Судья Топчихинского районного суда Алтайского края Епишева Т.И., рассмотрев в Топчихинском районном суде по адресу: с.Топчиха Алтайского края, ул.Куйбышева, 35, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
Ковалевского В. В., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего в <адрес>, зарегистрированного там же <адрес>, не работающего, гражданина Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Согласно протоколу 22 № об административном правонарушении от 20 октября 2021 г., составленному УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Топчихинский» Каменевым Д.В., 6 октября 2021 г. в 13 часов 00 минут был выявлен факт, что гражданин Ковалевский В.В. в нарушение п. «г» ч. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 и п. 7 Указа Губернатора Алтайского края от 06.04.2020 № 50 (о внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края № 44 от 31.03.2020) покинул место проживания - <адрес>1, и в период времени с 4 по 6 октября 2021 г. находился в гостях у знакомых по адресу: <адрес>, где распивал спиртное с подтвержденным положительным ПЦР-тестом, создавая угрозу здоровью третьих лиц, т.е. совершил правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Действия Ковалевского В.В. квалифицированы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и предусмотрено наказание для граждан в виде административного штрафа в размере в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Ковалевский В.В. и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – Каменев Д.В., надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении и отводов судье не заявили, Каменев Д.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, сообщив об этом по телефону, в связи с чем дело рассматривалось в отсутствие Ковалевского В.В. и должностного лица.
Вина Ковалевского В.В. в совершении административного правонарушения подтверждается его объяснениями от 6 октября 2021 г. при составлении протокола об административном правонарушении, в которых он, не оспаривая содержание протокола об административном правонарушении, указывает, что 30 сентября 2021 г. у него был установлен диагноз - новая коронавирусная инфекция COVID-19, в связи с чем медицинскими работниками устно ему было рекомендовано находиться дома, соблюдать режим самоизоляции. Однако 4 октября 2021 г. он пошел в гости к своим знакомым, где находился в течение двух дней.
Кроме того, вина Ковалевского В.В. подтверждается:
приведённым выше протоколом об административном правонарушении;
сообщением о происшествии от 6 октября 2021 г.;
рапортом УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Топчихинский» Каменева Д.В. о том, что в ходе разбирательства по сообщению, поступившему в МО МВД России «Топчихинский» от медицинской сестры Топчихинской ЦРБ ФИО4, было установлено, что гражданин Ковалевский В.В., имея положительный ПЦР-тест на заболевание COVID-19, нарушил режим самоизоляции, в период времени с 4 по 6 октября 2021 г. не находился по месту проживания в <адрес> Алтайского края;
объяснениями медицинской сестры КГБУЗ «Топчихинская ЦРБ» ФИО4 о том, что 30 сентября 2021 г. у Ковалевского В.В. была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в связи с чем ему устно было рекомендовано находиться дома, соблюдать режим самоизоляции. 6 октября 2021 г. она прибыла по месту проживания Ковалевского В.В., чтобы провести плановый осмотр и выдать лекарства, однако последнего дома не оказалось;
объяснениями свидетеля ФИО5 о том, что 4 октября 2021 г. около 10 часов к ней домой пришли Ковалевский В.В. и ФИО6, которые находились у нее до 6 октября 2021 г., о заболевании коронавирусной инфекцией они не сообщали;
выпиской из истории болезни № 1621 на имя Ковалевского В.В.;
выпиской из амбулаторной карты пациента Ковалевского В.В.
Обсуждая вопрос о квалификации действий Ковалевского В.В., судья районного суда приходит к выводу, что его действия не нарушают каких-либо норм действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выданного в вышеуказанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, по следующим основаниям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также в невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417.
В соответствии с пунктом "г" части 4 указанных Правил при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона № 68-ФЗ).
Таким образом, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 г. № 120 «О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» в целях реализации вышеуказанного постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 с 18 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указом Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 г. № 44 введены меры по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Пункт 7 Указа Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 г. № 44 в редакции от 06.04.2020, действовавшей до 07.06.2020, действительно предписывал гражданам, находящимся на территории Алтайского края, за исключением работающих граждан, на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", и граждан, являющихся работниками организаций, индивидуальных предпринимателей (включая самих индивидуальных предпринимателей), деятельность которых не приостановлена или ограничена настоящим указом, не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью, случаев иной угрозы жизни и здоровью, в том числе другим людям, а также случаев следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления.
Таким образом, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, влечёт административную ответственность, установленную частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Ковалевскому В.В. в вину вменено нарушение пункта «г» части 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 и пункта 7 Указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 в редакции от 06.04.2020, которая на 4 октября 2021 г. уже не действовала, за то, что он с подтвержденным положительным ПЦР-тестом на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 покинул место проживания - <адрес>1, и в период времени с 4 по 6 октября 2021 г. находился в гостях у знакомых по адресу: <адрес>, создавая угрозу здоровью третьих лиц.
Данные действия нарушают приведённые выше требования пункта "г" части 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 и образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
При этом объективных данных о нарушении каких-либо норм действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выданного в вышеуказанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не усматривается.
Предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соблюдении режима изоляции Ковалевскому В.В. не выдавалось.
Устное предупреждение о соблюдении режима самоизоляции при лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19 в данном случае значения не имеет, поскольку медицинская сестра не является должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, действия Ковалевского В.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Квалификация его действий при установленных обстоятельствах по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ произведена неправильно.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершённого правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закреплённых указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей (ответ на вопрос 21 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г.).
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей, то есть является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Таким образом, переквалификация действий Ковалевского В.В. на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ согласуется с положениями пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5.
При назначении административного наказания судьёй учитывается характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, тот факт, что нарушение правил поведения, направленных на борьбу с распространением инфекции, допущено в период сезонного подъема вирусных заболеваний, личность виновного, который ранее привлекался к административной ответственности, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, и приходит к выводу о необходимости назначения Ковалевскому В.В. наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, полагая, что такое наказание является соразмерным содеянному, справедливым и будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых правонарушений как самим Ковалевским В.В., так и другими лицами.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 20.6.1, статьями 29.10, 32.2 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Ковалевского В. В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Получатель штрафа: УФК по Алтайскому краю (МО МВД России «Топчихинский»), КПП 227901001, ИНН 2279002920, ОКТМО 01649000, номер счёта получателя платежа 03100643000000011700 в Отделении Барнаул Банка России/УФК по Алтайскому краю г.Барнаул, БИК 010173001, Кор./сч. 40102810045370000009, КБК 18811601061010003140, УИН: 18880422210456755811.
В соответствии со статьёй 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу с представлением подлинника квитанции об уплате административного штрафа в Топчихинский районный суд.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечёт административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд.
Судья Т.И. Епишева