Дело № 2-828/2023 |
УИД 02RS0006-01-2023-001427-24 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улаган |
01 ноября 2023 года |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Чугуловой А.Ю., с участием прокурора Костерина В.В., ответчика Силантьевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район», Силантьевой Галине Александровне об оспаривании договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Улаганский район» обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», Силантьевой Г.А., просил признать недействительным договор аренды земельного участка от 29.12.2022 года № 245, применить последствия недействительности ничтожной сделки путём передачи земельного участка с кадастровым № уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район», исключить в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве аренды Силантьевой Г.А. в отношении земельного участка с кадастровым №.
Заявленные требования мотивированы тем, что 29.12.2022 года между администрацией МО «Улаганский район» и Силантьевой Г.А. заключен договор аренды земельного участка № 245, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым №, общей площадью 1039 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на срок 20 лет, для индивидуального жилищного строительства, с нарушением требований ст. 39.18 ЗК РФ. Извещение о предоставлении земельного участка в районной газете «Улаганнын солундары» и на сайте районной администрации не соответствует требованиям п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ, не содержит сведений о сроках и праве граждан подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка, адреса и способа подачи заявлений, даты окончания приема заявлений. Кроме того, извещение о возможном предоставлении спорного земельного участка не было опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru, что противоречит требованиям ЗК РФ и постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909. Оспариваемый договор нарушает требования закона, не обеспечивает равные права неопределенного круга лиц на приобретение спорного земельного участка, является ничтожным на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора Улаганского района Костерин В.В. поддержал заявленные требования в полном объёме, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Силантьева Г.А. в судебном заседании исковые требования не оспаривала, пояснила, что при получении земельного участка она действовала по сложившейся практике, не знала о необходимости публикации извещения о предоставлении земельного участка на сайте и требований к такой публикации.
Надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель администрации МО «Улаганской район», представитель Управления Росреестра по Республике Алтай в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, отложить рассмотрение дела не просили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации признается равенство прав и свобод человека и гражданина.
Реализацией данного принципа в области земельных отношений является п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которой граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, предоставленные в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, имеют льготный порядок предоставления арендаторам в собственность – без проведения торгов (подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 03.08.2022 года № 787 по заявлению Силантьевой Г.А. образован земельный участок площадью 1039 кв.м, расположенный в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, утверждена схема расположения земельного участка на местности.
Заявление Силантьевой Г.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, схема расположения земельного участка на местности в материалы дела ответчиками не представлены.
19.09.2022 года по заявлению Силантьевой Г.А. земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера 04:09:020204:788.
03.10.2022 года Силантьева Г.А. обратилась в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления для индивидуального жилищного строительства на праве аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 1039 кв.м, расположенного в <адрес> (л.д. 32).
06.10.2022 года в выпуске газеты «Улаганнын солундары» № 39 (1048) было опубликовано извещение следующего содержания: администрация МО «Улаганский район» извещает о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков из земель населенных пунктов, для ведения ИЖС, площадью 1039 кв.м, в <адрес> (п. 11). Заявления о предварительном согласовании принимаются в течении 30 дней по адресу: с. Улаган, ул. А.В. Санаа, д. 8, тел. (38846) 22038. Срок с 06.10.2022 до 06.11.2022 (л.д. 21-оборот).
Извещение аналогичного содержания имеется на официальном сайте МО «Улаганский район», что подтверждается скриншотом (л.д. 17).
14.11.2022 года Силантьева Г.А. обратилась в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства на праве аренды земельного участка с кадастровым № (л.д. 33).
29.12.2022 года между администрацией МО «Улаганский район» и Силантьевой Г.А. заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером 04:09:020204:788, на срок 20 лет (л.д. 14-15, 37).
26.01.2023 года договор аренды земельного участка прошёл государственную регистрацию, сведения о сделке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 29-30).
Таким образом, суд исходит из того, что на основании договора с уполномоченным органом Силантьева Г.А. получила без торгов, для индивидуального жилищного строительства право аренды на земельный участок, расположенный в границах населенного пункта, с кадастровым №.
В обоснование иска прокурор указывает на недействительность сделки, нарушении требований ст. 39.18 ЗК РФ при предоставлении Силантьевой Г.А. земельного участка, что нарушает равные права неопределенного круга лиц на приобретение спорного земельного участка.
Отношения по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, а также порядок их использования, в зависимости от категории заявителя и целей использования, регулируются нормами Главы V.1 ЗК РФ, с учётом особенностей, установленных региональным законодательством.
По общему правилу, действующее земельное законодательство предусматривает предоставление земельных участков на торгах и в исключительных случаях, для определенной категории заявителей и в определенных целях использования, без проведения торгов, или с учётом особенностей, установленных ст. 39.18 ЗК РФ, которые являются гарантией равенства возможностей неопределенного круга лиц на предоставление земельных участков.
При этом действующий порядок не предусматривает произвольное предоставление уполномоченным органом земельных участков находящихся в публичной собственности, а требует соблюдения процедуры, установленной Главой V.1 ЗК РФ.
В этой связи, учитывая предмет иска и фактические обстоятельства, суд полагает обоснованным обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц на основании ст. 45 ГПК РФ.
Согласно подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который предстоит образовать предусматривает следующие стадии: подготовку схемы расположения земельного участка; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка.
Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
Согласно п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способы подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Подписание договора аренды (купли-продажи) земельного участка возможно только при отсутствии заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
В силу ст. 65 Устава МО «Улаганский район» официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в газете «Улаганнын солундары», размещение их текстов на официальном сайте администрации МО «Улаганский район».
Давая оценку извещению о возможности предоставления спорного земельного участка, опубликованному в выпуске газеты «Улаганнын солундары» от 06.10.2022 года и на официальном сайте МО «Улаганский район», суд приходит к выводу, что содержание извещения не соответствует требованиям п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ, которые считает обязательными. В извещении отсутствует указание на право лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка; на способ подачи и дату окончания приема указанных заявлений; на адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка (представленной на бумажном носителе).
Также администрацией МО «Улаганский район» нарушено императивное требование п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ о необходимости публикации извещения на официальном сайте уполномоченного органа www.torgi.gov.ru.
Кроме того, при предоставлении земельного участка администрацией МО «Улаганский район» нарушена последовательность действий, установленная ст. 39.18 ЗК РФ: предусмотренное подп. 2 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято 03.08.2022 года, до опубликования извещения, предусмотренного п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ (06.10.2022), что для неопределенного круга лиц нарушило их право участвовать в аукционе на предоставление прав на спорный земельный участок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением положений ст. 39.18 ЗК РФ, устанавливающих обязательные требования (особенности) предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта без проведения торгов.
В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (делее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Судом установлено нарушение запрета предоставления Силантьевой Г.А. спорного земельного участка без проведения торгов, без соблюдения особенностей, установленных ст. 39.18 ЗК РФ, что нарушает права неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению прав на земельные участки, посягает на публичные интересы и является основанием для удовлетворения исковых требований в части признания недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании п. 2 ст. 167 ГК РФ, установив, что оспариваемая сделка заключена с нарушением требований законодательства и посягает на публичные интересы, суд полагает необходимым применить последствия недействительности ничтожной сделки путем передачи спорного земельного участка уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район».
Учитывая закрепленный в подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принцип платности использования земли, суд не находит оснований для применения двусторонней реституции в отношении недействительного (ничтожного) договора аренды земельного участка и возвращения Силантьевой Г.А. арендной платы.
В качестве необходимых последствий недействительности ничтожной сделки, суд также полагает правильным удовлетворить требование прокурора об исключении в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи о праве аренды Силантьевой Г.А. на спорный земельный участок.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что при обращении в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., решение состоялось в пользу истца, что в силу ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания государственной пошлины с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины – Силантьевой Г.А.
Определением суда от 03.10.2023 года по делу приняты меры по обеспечению иска в виде запрета совершать сделки и регистрационные действия в отношении спорного земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 144 ГПК РФ при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены, меры по обеспечению иска следует сохранить до исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Улаганский район» об оспаривании договора аренды земельного участка удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 29.12.2022 года № 245, заключенный между администрацией МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) и Силантьевой Галиной Александровной (паспорт <данные изъяты>).
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка от 29.12.2022 года № 245, обязав Силантьеву Галину Александровну передать по акту приема – передачи в уполномоченный орган – администрацию МО «Улаганский район» земельный участок с кадастровым №.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве аренды Силантьевой Галины Александровны в отношении земельного участка с кадастровым №, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Силантьевой Галины Александровны в бюджет МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Меры по обеспечению иска принятые определением суда от 03.10.2023 года сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 03.11.2023 года.
Председательствующий |
А.В. Палагин |