Гражданское дело № 2-370/2023
(соед. 2-373, 2-374, 2-397, 2-401/2023)
УИД 75RS0031-01-2023-000761-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Е.В. Сафоновой, при секретаре Н.А. Мачневой,
с участием процессуального истца ст.помощника прокурора В.Б. Будаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Зарудневой Е.А., Гудкова В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» МР «Оловяннинский район», Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Оловяннинского района обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Зарудневой Е.А., Гудкова В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. к МБОУ «Ясногорская СОШ», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Протокольным определением суда от 07.06.2023 г. вышеназванные исковые заявления соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (гр.дела №№2-370, 2-373, 2-374, 2-397, 2-401/2023).
В обоснование требований процессуальный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МБОУ «Ясногорская СОШ» при начислении заработной платы, выплаты стимулирующего характера, в частности надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет.
В ходе проверки установлено, что Заруднева Е.А. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Гудков В.А. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Карпенко Г.В. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Плохотнюк М.Н. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Талипова С.В. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, приняты/переведены в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должности учителей <данные изъяты>. Согласно заключенным с материальными истцами трудовым договорам, работа в данных должностях является основным местом работы. В соответствии с дополнительными соглашениями от 09.01.2020 к трудовым договорам, работникам устанавливается должностной оклад (за 18 часов) в размере 9471 рубля, состоящий из базового оклада 7497 рублей, 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 рублей за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера: Зарудневой Е.А. за 29, 75 ч. – 15 653, 87 рубля, за проверку тетрадей – от 5% до 15%, за классное руководство – 25%, за заведование кабинетом – 2,5%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и др; Гудкову В.А. за 27, 29 ч. – 14 622, 56 рубля, за проверку тетрадей – от 5% до 10%, за заведование кабинетом – 10%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и др; Карпенко Г.В. за 21, 5 ч. – 11 312, 88 рублей, за проверку тетрадей – 10%, за заведование кабинетом – 5%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и др.; Плохотнюк М.Н. за 25 ч. – 13 154, 51 рубля, за проверку тетрадей – 10%, за заведование кабинетом – 5%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и др.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», утвержденного 17.03.2020, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы
по соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.
Согласно п.4 Положения, надбавка за выслугу лет исчисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и стимулирующих выплат) и составляет при стаже работы от 1 года до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 и более лет – 25%.
Согласно тарификационным спискам на 2021-2022 и 2022-2023 учебные годы установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 и с 01.09.2022 тарифицирована в объеме: Зарудневой Е.А. - 41 час в неделю; Гудкову В.А. - 38 часов, на 2022 г. - 37 час; Карпенко Г.В. - 30 часов; Плохотнюк М.Н. - 20 часов, на 2022 г. - 26 час, Талиповой С.В. - 30 часов.
При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 рубль, исходя из которого, исчисляется размер надбавки за выслугу лет: Зарудневой Е.А. в размере 1420, 69 руб., Гудкову В.А. - 2367,81 руб., Карпенко Г.В. - 2367, 81 руб., Талиповой М.Н. - 2367,81 руб., Талиповой С.В. - 2367,81 руб.
Из расчетных листов за период с марта 2022 по март 2023 года следует, что надбавка за выслугу лет начислялась материальным истцам в указанных размерах.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведенных без учета объемов фактической учебной нагрузки педагогов.
Тем самым, начисление надбавки за выслугу лет, исходя из нормы часов противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
Согласно произведенному расчету, размер недоначисленной невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с 01.03.2022 по 31.03.2023 составил: у Зарудневой Е.А. – 19 347, 10 руб., у Гудкова В.А. – 51 624, 52 руб., у Карпенко Г.В. – 12 160, 36 руб., у Плохотнюк М.Н. – 12 283, 43 руб., у Талиповой С.В. – 5 856, 22 руб.
Поскольку установлено, что начисление заработной платы материальным истцам производилась в меньшем размере, соответственно, размер оплаты отпуска за период работы в 2021-2022 годах подлежат перерасчету.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, нарушает права истца и влечет возложение обязанности на образовательное учреждение производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки.
Финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта РФ, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
Министерство образования и науки Забайкальского края обязано предоставлять в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете Забайкальского края, на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных общеобразовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, на обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в соответствии с законами забайкальского края. Доля финансовых средств субвенций, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
С учетом изложенного, в целях погашения образовавшейся задолженности на Министерство образования и науки Забайкальского края необходимо возложить обязанность по выделению из бюджета Забайкальского края денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района «Оловяннинский район», а на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанность по финансированию МБОУ «Ясногорская СОШ» для выплаты невыплаченной материальным истцам заработной платы, в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
06.06.2023 г. процессуальным истцом исковые требования в интересах Гудкова В.А. уточнены в части периода образования задолженности.
Просит взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01 марта 2022 по 31 марта 2023 в пользу: Зарудневой Е.А. в сумме 19 347, 10 руб., Гудкова В.А. – 51 624, 52 руб., Карпенко Г.В. – 12 160, 36 руб., Плохотнюк М.Н. – 12 283, 43 руб., Талиповой С.В. – 5 856, 22 руб.
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» произвести Зарудневой Е.А., Гудкову В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 гг.
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» в дальнейшем производить Зарудневой Е.А., Гудкову В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01 апреля 2023 г.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Зарудневой Е.А., Гудкову В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» на указанные цели.
В судебном заседании процессуальный истец старший помощник прокурора Оловяннинского района Будаева В.Б. требования поддержала, просила удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковых заявлениях.
Материальные истцы Заруднева Е.А., Гудков В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талипова С.В. в судебном заседании участия не принимали, надлежаще уведомлены, просили о рассмотрении дела без их участия, на требованиях прокурора настаивали.
Представитель МБОУ «Ясногорская СОШ» директор школы Шкляр О.Г. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель Министерства образования и науки Забайкальского края по доверенности Немова Е.А. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила отзывы на исковые заявления, в которых указала, что в соответствии с трудовыми договорами истцы являются учителями МБОУ «Ясногорская СОШ». Согласно дополнительным соглашениям от 01.09.2021 года истцам установлен должностной оклад, а также стимулирующие выплаты: выплачивается надбавка за выслугу лет (за квалификационную категорию) на ставку заработной платы без учета фактической учебной нагрузки. Если учитель работает более чем на одну ставку, трудовой договор не заключается, как совместительство это не оформляется, а педагогическая работа, которую он выполняет, сверх 18 часов, оплачивается на условиях почасовой оплаты, но не более 300 часов в год. Не допускается работа более чем на 1,5 ставки. Если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Министерство не финансирует непосредственно средние общеобразовательные школы края. Источником финансирования любых фондов оплаты труда муниципальных общеобразовательных организаций являются средства учредителя, в данном случае, в соответствии с Уставом МБОУ «Ясногорская СОШ» - администрации MP «Оловяннинский район». Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, надлежаще осуществлял, в том числе в 2021, 2022 годах, и осуществляет в настоящее время полномочие по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам на основании поданных муниципалитетом заявок. Муниципалитет самостоятельно расходует средства субвенции на указанные цели, то есть распределяет средства субвенции по муниципальным образовательным учреждениям, в том числе направляет в Ясногорскую СОШ. Просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству.
Представители администрации МР «Оловяннинский район» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» в судебном заседании участия не принимали по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
Суд, выслушав процессуального истца, исследовав представленные доказательства, полагает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
На основании части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда, доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В силу ч.1 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол №11, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Названные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, предусмотрены аналогичные особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования.
Согласно материалам дела материальные истцы: Заруднева Е.А. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Гудков В.А. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Карпенко Г.В. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Плохотнюк М.Н. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Талипова С.В. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, приняты/переведены в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должности учителей <данные изъяты> и, согласно заключенным трудовым договорам, работа в данных должностях, является основным местом работы.
В соответствии с дополнительными соглашениями от 09.01.2020 к трудовым договорам, работникам установлен должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. денежная компенсация за методическую литературу. Должностной оклад установлен Зарудневой Е.А. за 29, 75 ч. – 15 653, 87 рубля, за проверку тетрадей – от 5% до 15%, за классное руководство – 25%, за заведование кабинетом – 2,5%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и др; Гудкову В.А. за 27, 29 ч. – 14 622, 56 рубля, за проверку тетрадей – от 5% до 10%, за заведование кабинетом – 10%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и др; Карпенко Г.В. за 21, 5 ч. – 11 312, 88 рублей, за проверку тетрадей – 10%, за заведование кабинетом – 5%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и др.; Плохотнюк М.Н. за 25 ч. – 13 154, 51 рубля, за проверку тетрадей – 10%, за заведование кабинетом – 5%, северная надбавка и районный коэффициент – 70% и другие надбавки.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБО «Ясногорская СОШ», утвержденного 17.03.2020, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы
по соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.
Согласно указанному Положению, часть средств на оплату труда, формируемых за счет средств ассигнований бюджета Забайкальского края и бюджета муниципального района «Оловяннинский район», направляется учреждениям на выплаты стимулирующего характера, на обеспечение системы премирования. Объем средств на указанные выплаты определяется в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом эффективности и результативности деятельности учреждения.
Оклады (должностные оклады) педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), повышаются на 25% в соответствии с законом Забайкальского края от 11.07.2023 №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования».
Данная доплата образует новый оклад.
В оклады (должностные оклады) педагогических работников (за исключением руководителей) включается ежемесячная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей.
Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
Размеры, условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам учреждения утверждается локальным актом в соответствии с номами действующего законодательства.
Порядок начисления стимулирующей выплаты за стаж работы начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
Надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Согласно тарификационным спискам на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы, установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме: Зарудневой Е.А. - 41 час в неделю; Гудкову В.А. - 38 часов, на 2022-2023 гг. - 37 час; Карпенко Г.В. - 30 часов; Плохотнюк М.Н. - 20 часов, на 2022-2023 гг. - 26 час, Талиповой С.В. - 30 часов.
При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 рубль, исходя из которого, исчисляется размер надбавки за выслугу лет: Зарудневой Е.А. в размере 1420, 69 руб., Гудкову В.А. - 2367,81 руб., Карпенко Г.В. - 2367, 81 руб., Талиповой М.Н. - 2367,81 руб., Талиповой С.В. - 2367,81 руб.
Из имеющихся в материалах дела расчетных листов следует, что за период с марта 2022 по март 2023 года надбавка за выслугу лет начислялась материальным истцам в указанных размерах.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и соответствие занимаемой должности начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
По существу порядок начисления надбавки за соответствие занимаемой должности и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно расчету, представленному МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования», размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет, с учетом фактической учебной нагрузки, за период с 01.09.2022 по 31.03.2023 составлякт у Зарудневой Е.А. – 19 347, 16 рубля, за период с 01.03.2022 по 31.03.2023 составляет у Гудкова В.А. – 51 624, 69 рубля, у Карпенко Г.В. – 11 479, 61 рублей, у Плохотнюк М.Н. – 12 123, 43 рубля, у Талиповой С.В. – 5 856, 22 рублей.
Процессуальный истец согласился с представленным расчетом.
Суд, проверив представленный расчет, признал его правильным.
Поскольку установлено, что начисление заработной платы Зарудневой Е.А., Гудкову В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. производилось в меньшем размере, соответственно, размер оплаты за период отпуска в 2021-2022 г. подлежит перерасчету.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет материальным истцам производилось от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает их права, суд считает необходимым удовлетворить требования процессуального истца в интересах Зарудневой Е.А., Гудкова В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. и обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» производить начисление названных стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01.04.2023.
Уставом МБОУ «Ясногорская СОШ» определено, что учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленным за ним собственником. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальный район «Оловяннинский район».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, и п.11. ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Администрация МР «Оловяннинский район», являясь учредителем МБОУ «Ясногорская СОШ», обязана обеспечивать финансирование в области оплаты труда работников муниципальной образовательной организации.
Таким образом, требование о возложении на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанности по финансированию МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами, в случае их недостаточности у образовательного учреждения, для выплаты недоначисленной материальным истцам заработной платы, следует удовлетворить.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (п.12.3.2. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192).
В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 ст. 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Согласно ответу Министерства образования и науки Забайкальского края, источником финансирования любых фондов оплаты труда муниципальных образовательных организаций являются средства учредителя, в данном случае администрации МР «Оловяннинский район». Министерство не финансирует муниципалитет по недоначисленной и невыплаченной заработной плате, а доводит субвенции на обеспечение реализации права на получение образования только в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 г. №81, в размерах, рассчитанных в соответствии с Методикой расчета норматива финансового обеспечения. Свыше норматива, установленного указанным постановлением, источником фонда оплаты труда педагогов, являются доходы местного бюджета.
В судебном заседании не установлено фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Оловяннинский район».
На основании изложенного, оснований для возложения субсидиарной ответственности на Министерство образования и науки Забайкальского края по обязательствам МБОУ «Ясногорская СОШ» не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований в данной части следует отказать.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Ясногорская СОШ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 3 208, 62 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Зарудневой Е.А., Гудкова В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В., удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01 сентября 2022 г. по 31 марта 2023 г. в пользу
Зарудневой Е.А. в размере 19 347, 16 рублей,
за период с 01 марта 2022 г. по 31 марта 2023 г. в пользу:
Гудкова В.А. в размере 51 624, 69 рублей,
Карпенко Г.В. в размере 11 479, 61 рублей,
Плохотнюк М.Н. в размере 12 123, 43 рублей,
Талиповой С.В. в размере 5 856, 22 рублей.
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» МР «Оловяннинский район» произвести Зарудневой Е.А., Гудкову В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 гг.
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» в дальнейшем производить Зарудневой Е.А., Гудкову В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 апреля 2023 г.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Зарудневой Е.А., Гудкову В.А., Карпенко Г.В., Плохотнюк М.Н., Талиповой С.В., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района к Министерству образования и науки Забайкальского края, оставить без удовлетворения.
Взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» в размере 3 208, 62 рублей
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.06.2023 г.
Судья Е.В. Сафонова