Решение по делу № 11-205/2021 от 02.07.2021

Дело N 11-205/2021

Номер дела в суде 1 инстанции 2.1-33/2021

УИД 76MS0017-01-2020-005524-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ярославль

05 августа 2021 года

Кировский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Ярославля на решение мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ярославля от 06.04.2021 года, вынесенное по иску Шаловой Юлии Владимировны к мэрии города Ярославля, МБУ «Горзеленхозстрой» г.Ярославля о возмещении ущерба,

У С Т А Н О В И Л :

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района города Ярославля от 06.04.2021 г. удовлетворены исковые требования Шаловой Ю.В. о взыскании с мэрии г. Ярославля ущерба, причиненного в результате падения на автомобиль истца дерева; с мэрии г.Ярославля в пользу истца взысканы стоимость ремонта автомашины – 20 700 руб., возмещены расходы на проведение оценки ущерба -3 000 руб., на оплату государственной пошлины -821 руб., на оплату юридических услуг – 9 000 руб., на оформление нотариальной доверенности- 1 500 руб., почтовые расходы-391,28 руб., а всего взыскано 35 412 руб. 28 коп. На Шалову Ю.В. (с учетом определения об исправлении описки) возложена обязанность передать мэрии города Ярославля замененные запасные части автомобиля по экспертному заключению № 132/2020: фару левую (21920-3711-11-00), крыло переднее левое (21900-8403011-70),- после исполнения решения суда в части взыскания с ответчика стоимости материального ущерба в размере 20 700 руб.

Не согласившись с указанным решением, мэрия г. Ярославля обратилась в Кировский районный суд г. Ярославля с апелляционной жалобой на данное решение суда первой инстанции, указав на нарушение судом норм материального и процессуального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что правовые и фактические основания для возложения на мэрию города Ярославля обязанности по возмещению ущерба отсутствуют. Упавшее дерево располагалось на парковке возле <адрес>. Замеров для определения границ обслуживания не производилось. У мэрии города Ярославля отсутствует обязанность по содержанию прилегающей территории.

Представитель истца по доверенности Березуцкий В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считал решение мирового судьи законным и обоснованным.

Иные вызванные в суд участники производства по делу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.

Представитель мэрии города Ярославля просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Третье лицо АО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» направило отзыв на апелляционную жалобу, считая апелляционную жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению.

Дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд, исходя из доводов апелляционной жалобы, считает, что апелляционная жалоба мэрии г. Ярославля удовлетворению не подлежит, а решение мирового судьи должно быть оставлено без изменения.

При вынесении решения мировым судьей всесторонне и полно были исследованы обстоятельства дела. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, достаточно аргументированы в решении с правильным применением судом норм материального права - ст. 1064 ГК РФ, ст.ст.14,16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 №42, положений Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 №306.

Судом установлено, что в собственности Шаловой Ю.В. находился автомобиль LADA 219220 (LADA KALINA), государственный регистрационный знак .

27.10.2020 г. около 13.30 час. на указанный автомобиль, припаркованный в парковочном кармане у <адрес>, упало сухое дерево.

Причина падения дерева - его аварийное состояние,- ответчиками не оспаривалось и мировым судьей обоснованно признано установленным.

Согласно заключению ИП Суворова А.В. стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа подлежащих замене деталей составляет 20 700 руб.

Вывод эксперта о размере ущерба в процессе рассмотрения дела ответчики также не оспаривали.

Местонахождение автомобиля в момент падения дерева и, соответственно, местонахождение дерева, вопреки доводам жалобы, материалами дела установлено: зафиксировано фотографиями, графическими схемами, фрагментом публичной кадастровой карты, сведениями из ЕГРН, топографическим планом территории у <адрес> место расположено на земельном участке с кадастровым номером , правообладателем которого является город Ярославль.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

На основании п.25 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 года №306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля (далее- Правила, в редакции, действовавшей на момент причинения вреда).

В соответствии с п.1.2 Правил эти Правила устанавливают обязательные к исполнению требования к благоустройству территории города Ярославля, в том числе требования к содержанию зданий, строений, сооружений, земельных участков, элементов внешнего благоустройства, включающие требования к выполнению перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.    На основании п.1.4 Правил благоустройство города обеспечивается деятельностью всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации), а также граждан, осуществляющих содержание принадлежащего им имущества, участвующих в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном Правилами, бережно относящихся к городскому имуществу и неукоснительно выполняющих Правила.

Характер участия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в содержании прилегающих территорий отражен в пункте 2.3.1 Правил, согласно которым участие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в содержании прилегающих территорий заключается в качественной и своевременной уборке прилегающих территорий в границах, определенных в соответствии с Правилами, а также в уходе за зелеными насаждениями на указанной территории своими силами и средствами, если иное не предусмотрено Правилами.

Правилами дано определение прилегающей территории- часть территории общего пользования расстоянием, равным 10 метрам (если иное расстояние не предусмотрено Правилами):

- от границ земельного участка по его периметру - в отношении здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также в отношении земельного участка, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

- от границ здания, строения, сооружения по их периметру - в иных случаях.

При этом, согласно пункту 2.3.1 Правил, уход за зелеными насаждениями включает покос травы (высота травостоя не должна превышать 15 см), обрезку ветвей деревьев, кустарников, нависающих на высоте менее 2 метров над тротуарами и пешеходными дорожками с грунтовым и твердым покрытием, удаление поросли и сухостоя.

То есть, Правила не предусматривают участие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в санитарной вырубке и сносе аварийно-опасных зеленых насаждений, расположенных на прилегающих территориях.

Более того, пункт 2.3.3 Правил предусматривает, что в границы прилегающей территории конкретного объекта (здания, строения, сооружения, земельного участка) не включаются территории парковочных карманов.

Между тем, согласно фотографиям, аварийное дерево росло на границе парковочного кармана.

В соответствии с пунктами 7.6.1, 7.6.2, 7.6.3 Правил мероприятия по содержанию зеленых насаждений и надлежащему уходу за ними осуществляются организациями и гражданами, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены зеленые насаждения.

Содержание и благоустройство озелененных территорий общего пользования организует уполномоченное структурное подразделение мэрии города.

Организации и граждане, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены зеленые насаждения, специализированные организации, осуществляющие уход за зелеными насаждениями, обязаны, в том числе обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями; проводить систематическое наблюдение за состоянием зеленых насаждений, обеспечивать снос аварийных, старовозрастных, больных, потерявших декоративную ценность зеленых насаждений; вырезку сухих и поломанных ветвей, а также ветвей, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения; производить уборку упавших зеленых насаждений.

В соответствии с п.2.2, 2.3 Положения о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 17.06.2010 N 2409, снос зеленых насаждений допускается в случае проведения санитарных рубок и вырубки аварийно-опасных зеленых насаждений. Решение о разрешении сноса зеленых насаждений на территории города Ярославля принимается в порядке, установленном мэрией города Ярославля, и оформляется распоряжением заместителя мэра - директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля.

Постановлением мэрии г. Ярославля от 10.11.2014 года № 2708 утверждена муниципальная программа «Благоустройство и озеленение территории города Ярославля» на 2015-2020 годы, согласно которой осуществление мероприятий по содержанию объектов озеленения, элементов внешнего благоустройства на территории г. Ярославля возложено на МБУ «Горзеленхозстрой».

Приказом директора ДГХ мэрии г. Ярославля от 06.04.2020 года № 52 утверждено муниципальное задание №2 МБУ «Горзеленхозстрой» на выполнение муниципальных работ и услуг на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Указанным заданием, титульным списком по сносу и обрезке деревьев на объектах зеленого хозяйства г.Ярославля на 2020 год проведение указанных работ МБУ «Горзеленхозстрой» на данном земельном участке во втором полугодии 2020 года не предусмотрено.

При данных обстоятельствах вывод мирового судьи о том, что мэрия г.Ярославля является надлежащим ответчиком по данному спору, является правильным, основанным на представленных в материалы дела доказательствах. Выводы мирового судьи, изложенные в решении, в целом соответствуют обстоятельствам дела. Сухое дерево, упавшее на автомобиль истца, росло не на территории земельного участка многоквартирного жилого дома; независимо от того, росло ли оно на прилегающей территории, ответственность за ненадлежащую организацию работы по выбраковке старовозрастных и больных деревьев лежит на органе местного самоуправления- мэрии города Ярославля.

В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, бремя доказывания в данном случае возложено на причинителя вреда. Мэрией г.Ярославля доказательства отсутствия своей вины в причинении истцу материального вреда не представлены.

Учитывая изложенное, мировым судьей не допущено нарушений норм материального, либо процессуального права, которые могут являться основанием для отмены, либо изменения решения суда.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика мэрии г.Ярославля не содержат правовых оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи. Обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.327-329 ГПК РФ, суд

определил:

Апелляционную жалобу мэрии города Ярославля оставить без удовлетворения, а решение мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ярославля от 06.04.2021 года по иску Шаловой Юлии Владимировны к мэрии города Ярославля, МБУ «Горзеленхозстрой» г.Ярославля о возмещении ущерба - без изменения.

Настоящее определение вступает в силу со дня его принятия.

Судья

И.Н.Бабикова

11-205/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шалова Юлия Владимировна
Ответчики
Мэрия г. Ярославля
Другие
АО Управдом Кировского р-на
МБУ Горзеленхозстрой
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Бабикова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
05.07.2021Передача материалов дела судье
07.07.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
05.08.2021Судебное заседание
05.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021Дело оформлено
13.09.2021Дело отправлено мировому судье
05.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее