Решение по делу № 2-1539/2024 от 07.02.2024

УИД № 57RS0023-01-2024-000893-45

Дело № 2-1539/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2024 года

г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г. Орла в интересах Белугиной Татьяны Евгеньевны к муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г. Орла» о предоставлении жилого помещения

установил:

прокурор Заводского района г. Орла обратился в суд в интересах Белугиной Т.Е. с иском к Муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г. Орла» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование исковых требований указав, что жилой двухэтажный <...> в <...> введен в эксплуатацию в 1958 году, состоит из 12 жилых помещений одно из которых (пом. №***) находится в муниципальной собственности.

В <...> в <...>, общей площадью 37,6 кв.м., предоставленной в пользование на условиях социального найма на основании ордера №***, выданного ДД.ММ.ГГ Исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, зарегистрирована Белугина Т.Е.

17.12.2023 произошло обрушение кровли <...>, проживание в указанном доме не представляется возможным.

Состояние дома указывает на необходимость принятия незамедлительных, экстренных мер, направленных на переселение его жильцов, которые уполномоченными должностными лицами не принимаются.

Просит суд обязать МКУ «Жилищное управление г. Орла» предоставить Белугиной Т.Е. вне очереди по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством в г. Орле благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Орел, общей площадью не менее 37,6 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Орла Верижникова Е.В., истец Белугина Т.Е. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика МКУ «Жилищное управление г. Орла», третьего лица администрации г. Орла, надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.

В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3).

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателям предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В судебном заседании установлено, что жилой двухэтажный <...> в <...> введен в эксплуатацию в 1958 году, состоит из 12 жилых помещений одно из которых (пом. №***) находится в муниципальной собственности.

В <...> в <...>, общей площадью 37,6 кв.м., предоставленной в пользование на условиях социального найма на основании ордера № 294, выданного 11.03.1971 Исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, зарегистрирована Белугина Т.Е.

Орловской городской межведомственной комиссией принято заключение от № 1129 от 24.04.2019 о выявлении оснований для признания многоквартирного <...> аварийным и подлежащим сносу.

На основании данного заключения, администрацией г. Орла принято постановление № 2110 от 22.05.2019 «О признании многоквартирного <...> аварийным и подлежащим сносу и о дальнейшем использовании помещений дома», которым в том числе определено Управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла и Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла организовать переселение жителей данного дома в срок до 30.12.2027.

Решение о признании дома аварийным от 24.04.2019 основано на заключении ООО «Альфастрой» 009-ПСД/КР/2019 об обследовании несущих и ограждающих конструкций жилого <...>, согласно которому несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном техническом состоянии.

В результате обследования установлено, что стены, стропильная система и кровля находятся в аварийном техническом состоянии.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дальнейшее проживание в доме, который признан аварийным, может создавать угрозу жизни и здоровью жильцов.

17.12.2023 произошло обрушение кровли <...>, проживание в указанном доме не представляется возможным.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако в силу Жилищного кодекса Российской Федерации переселение граждан из аварийного дома должно быть произведено в разумный срок с соблюдением права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Такой же разумный срок должен быть указан в требовании о сносе дома, предъявляемым собственникам в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Из изложенного следует, что действия ответчика по непринятию мер к расселению граждан являются незаконными, так как данный дом представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом, неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства в системном толковании с правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Аналогичная позиция ранее была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, из указанных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение, в котором проживает материальный истец, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, кроме того, установлены обстоятельства реальной опасности проживания в доме для их жизни и здоровья с учетом состояния дома и его критериев.

Иных жилых помещений на праве собственности истец не имеет.

Белугина Т.Е. длительное время (с 1969 года) проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, несет бремя его содержания.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению путем признания за Белугиной Т.Е. право пользования квартирой №*** в <...>; обязать МКУ «Жилищное управление г. Орла» предоставить Белугиной Т.Е. вне очереди по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством в г. Орле благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Орел, общей площадью не менее 37,6 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Заводского района г. Орла в интересах Белугиной Татьяны Евгеньевны к муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г. Орла» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Жилищное управление г. Орла» (ИНН №***) предоставить Белугиной Татьяне Евгеньевне (паспорт №***) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 37,6 кв.м.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 04.03.2024.

Судья

Н.Н. Сергиенко

2-1539/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Белугина Татьяна Евгеньевна
Прокуратура Заводского района г. Орла
Ответчики
МКУ «Жилищное управление г. Орла»
Другие
администрация г. Орла
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Сергиенко Наталия Николаевна
Дело на странице суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
07.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024Дело оформлено
04.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее