Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово Астраханской области 31 июля 2018 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Нургалиевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и обязании организации уличного освещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и обязании организации уличного освещения, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по ул. Молодежная с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области установлено, что отсутствует стационарное электрическое освещение, в связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации внесено представление об устранении допущенных нарушений, по результатам которого администрацией сообщено о невозможности осуществления мероприятий организации освещения ввиду дефицита бюджета.
Просит признать бездействие МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области незаконным, обязать администрацию муниципального образования организовать уличное освещение по ул. Молодежная с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в соответствие с требованиями федерального законодательства и ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Тулегенова С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление с просьбой рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрела общественное значение.
Аналогичное положение содержится в ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В силу ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Указанные положения ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. в части полномочий муниципального образования предусмотрены и в ст.8 Устава муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области.
На основании Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка на территории МО «Татаробашмаковский сельсовет», утвержденных решением совета муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от 20 октября 2017 г. № 11, к элементам благоустройства относится, в том числе, наружное освещение.
В силу п. 3.3.1 указанных Правил организация благоустройства в любое время года включает в себя обеспечение наружного освещения территории.
Состав, размещение и технические характеристики элементов наружного освещения должны соответствовать архитектурно-планировочным условиям и характеру пространства, способствовать ориентации, зонированию внутриквартальных территорий, создавать благоприятные зрительные условия. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию криминально-безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения (п.5.4 Правил).
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, администрация муниципального образования, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана предпринимать все возможные и необходимые действия, направленные на организацию уличного освещения на территории муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет».
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Приволжского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет».
Проверкой установлено, что по ул. Молодежная с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области отсутствует стационарное электрическое освещение.
В представлении заместителя прокурора Приволжского района Астраханской области от 14 февраля 2018 г. указано о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет», ответственными за исполнение требований законодательства об освещении улиц.
Данное представление было рассмотрено администрацией МО «Фунтовский сельсовет», что следует из протокола рассмотрения данного представления от 12 марта 2018 г., виновные лица, допустившие нарушение закона, были привлечены к дисциплинарной ответственности. Данные обстоятельства подтверждены приказом от 12 марта 2018 г. № 9-л о наложении дисциплинарного взыскания.
В соответствии с письмом и.о. главы администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от 2 апреля 2018 г. отсутствие освещения связано с дефицитом бюджета. Представлена программа энергосбережения и повышения эффективности в муниципальном образовании «Татаробашмаковский сельсовет» на 2018-2020 годы.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу требования ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая - либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими действий (бездействия).
В нарушение ст. 62 КАС РФ административным ответчиком – администрацией МО «Татаробашмаковский сельсовет» не представлено доказательств, обосновывающих возражения, а именно доказательств отсутствия бездействия в организации уличного освещения.
Суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований действующего законодательства администрация муниципального образования не надлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по его благоустройству: организации освещения территории – ул. Молодежная с. Татарская Башмаковка.
В силу требований п.4.6. «Наружное освещение» ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221:
- включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.(п.4.6.1);
- доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3);
- допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п.4.6.4);
- отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п.4.6.5).
Отсутствие наружного освещения уличной территории нарушает права граждан в сфере обеспечения личной безопасности, а также право на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения в интересах жителей, в данном случае - создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав жителей.
Отсутствие финансовых средств не освобождает ответчика от принятия необходимых мер по устранению нарушений, поскольку закон не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Так, к бюджетным полномочиям муниципальных образований согласно ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальными активами.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и обязании организации уличного освещения, – удовлетворить.
Признать бездействие МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области незаконным в части непринятия мер по организации уличного освещения по ул. Молодежная с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в соответствии с требованиями федерального законодательства и ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Обязать администрацию МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу организовать уличное освещение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, по ул. Молодежная с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области.
Обязать сообщить администрацию МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу в Приволжский районный суд Астраханской области и прокурору Приволжского района Астраханской области об исполнении решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательное форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 3 августа 2018 года.
Судья: Н.А. Колчина