город Луга 03 октября 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
административное дело №2а-1235/2022
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Фадеевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Лужский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Лужский муниципальный район», в которых просил суд:
-признать незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по сбору, подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на земельный участок, занятый автомобильной дорогой по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>;
-обязать администрацию Лужского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на земельный участок, занятый автомобильной дорогой по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>, и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации права на указанный земельный участок.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Вербицкого В.С. по вопросу ненадлежащего содержания участка автомобильной дороги по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>, в ходе которой в деятельности администрации Лужского муниципального района выявлены нарушения.
При проведении проверки установлено, что земельный участок, занятный автомобильной дорогой по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>, до настоящего времени не поставлен на государственный кадастровый учет, не проведено его межевание, не определены границы, право собственности на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Названный участок дороги по вышеуказанному адресу находится в границах Лужского городского поселения. Установлено, что указанный участок автомобильной дороги обслуживается органам местного самоуправления лишь эпизодически, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Административный истец, помощник Лужского городского прокурора в ходе судебного разбирательства, заявленные административные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик – администрация МО «Лужский муниципальный район», уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направила. В письменных возражениях указала, что на данный момент из бюджета изыскиваются денежные средства на заключение контракта на выполнение работ по межеванию для дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет земельного участка занятого автомобильной дорогой по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав административного истца, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ч.1 ст. 39 КАС РФ предусматривает, что Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По результатам прокурорской проверки установлено, что земельный участок, занятый автомобильной дорогой по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>, до настоящего времени не поставлен на государственный кадастровый учет, не проведено его межевание, не определены границы, право собственности на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Указанный участок дороги по вышеуказанному адресу находится в границах Лужского городского поселения. Установлено, что указанный участок автомобильной дороги обслуживается органам местного самоуправления лишь эпизодически.
В силу действия устава Лужского городского поселения Лужского муниципального района, а также ч.2 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в настоящее время полномочия администрации Лужского городского поселения возложены на администрацию Лужского муниципального района.
Согласно ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимым вещам.
В силу ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектами земельных отношений.
В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ст.1,7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в сфере осуществления дорожной деятельности установлены ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Согласно ст.13 и ст.17 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу п.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ч.1 ст.6 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Лужского муниципального района <адрес> за №, присвоено адресное наименование части элемента улично-дорожной сети от жилого <адрес> до жилого <адрес> и числить впредь: <адрес>, сокращенно: <адрес> (л.д.27-28).
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Не постановка на государственный кадастровый учет рассматриваемого земельного участка, а также не проведение его межевание, не определение его границ, отсутствие регистрации права собственности на земельный участок в установленном законом порядке, нарушает требования действующего законодательства, а также права муниципального образования и граждан, круг которых не определен, на сохранность земельного участка, занятого муниципальной дорогой, надлежащее его содержание, препятствуют законному правообладателю земельного участка в лице муниципального образования выполнять, возложенные на него законодательством обязанности по содержанию дороги в нормативном состоянии, использовать земельный участок на законных основаниях, гарантировать свободу от имущественных прав третьих лиц.
На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить заявленные административные требования Лужского городского прокурора <адрес> в полном объеме, поскольку они обоснованы, и подтверждены доказательствами, представленными в материалы дела.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных образований, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лужского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Лужский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по сбору, подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на земельный участок, занятый автомобильной дорогой по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес> (Новопроложенная улица);
Обязать администрацию Лужского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на земельный участок, занятый автомобильной дорогой по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес> (Новопроложенная улица), и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации права на указанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись