Судья – Музалевская Н.В. Дело № 33а-518/2022 А-3.192
24RS0041-01-2021-003323-47
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи – Мирончика И.С.,
судей – Штея Н.А., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.
рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.
административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к Кириллову Владиславу Юрьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
по апелляционной жалобе Кириллова В.Ю.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 24.09.2021 года, которым постановлено:
«Удовлетворить исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к Кириллову Владиславу Юрьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Взыскать с Кириллова Владислава Юрьевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017-2019гг. – 79299 руб., пени с 10.01.2018 по 28.09.2020 в размере 5275,13 руб., за период 10.01.2019 по 28.09.2020 в размере 3587,99 руб., с 01.01.2020 по 04.10.2020 в размере 1443,24 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017-2019гг. в размере 17314 руб., пени, начисленные за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 10.01.2018 по 28.09.2020 в размере 1034,76 руб., с 10.01.2019 по 28.09.2020 – 789,38 руб., с 01.01.2020 по 04.10.2020 – 338,47 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России №10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Кириллову В.Ю. о взыскании страховых взносов, мотивируя тем, что ответчик зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего с 30.03.2016 г. по 12.08.2020 г., с 30.10.2020 г. по настоящее время в Крымском союзе профессиональных арбитражных управляющих «ЭКСПЕРТ», при этом, самостоятельно он не исчислил и не произвел уплату страховых взносов за 2017-2019 годы. Поскольку судебный приказ о взыскании страховых взносов отменен 20.04.2021 г., просила взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017-2019гг. в размере 79 299 руб. и пени с 10.01.2018 г. по 28.09.2020 г. в размере 5 275,13 руб., с 10.01.2019 г. по 28.09.2020 г. в размере 3 587,99 руб., с 01.01.2020 г. по 04.10.2020 г. в размере 1443,24 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017-2019гг. в размере 17 314 руб. и пени с 10.01.2018 г. по 28.09.2020 г. в размере 1034,76 руб., с 10.01.2019 по 28.09.2020 в размере 789,38 руб., с 01.01.2020 по 04.10.2020 в размере 338,47 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кириллов В.Ю. просит решение суда отменить, поскольку срок для взыскания задолженности истек. Также ссылается на то, что о существовании личного кабинета не знал. Кроме того, ему не были направлены возражения истца, чем нарушено его право на защиту.
В суде апелляционной инстанции дополнительно сообщил, что административным истцом 27.04.2020 г. была получена его декларация НДФЛ, поданная за 2019 год, в которой на первой странице указан его код налогоплательщика – «750» (арбитражный управляющий). Таким образом, истцу было известно о наличии статуса арбитражного управляющего с этого момента, а не с сентября 2020 г.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Межрайонной ИФНС России №10 Дашук А.Ю. указывает на то, что датой выявления недоимки по Кириллову В.Ю. является дата поступления сведений о нем как арбитражном управляющем в налоговый орган, в соответствии с п. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). – 09.09.2020 г. Сроки предъявления административного искового заявления налоговым органом не пропущены. Факт превышения доходов за 2019 г. суммы в размере 300000 руб. влечёт необходимость дополнительного взыскания 5006,88 руб. за обязательное пенсионное страхование. Соответствующая недоимка уже заявлена в рамках производства по административному делу № 2а-11-/2022, находящемуся на рассмотрении Минусинского городского суда. Поступившая от административного ответчика оплата по страховым взносам за 2021 год налоговым органом в декабре 2021 года отнесена на погашение задолженности по недоимке за 2017 года и частично за 2018 год. Довод о том, что административный ответчик не получал требований через личный кабинет налогоплательщика, не соответствуют действительности, поскольку Кириллов В.Ю. не обращался с заявлением о получении документов на бумажном носителе, а через его учётную запись осуществлялись действия по входу в сервис, что свидетельствует о том, что данная учётная запись идентифицирована и аутентифицирована.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются ИП, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.1 ст. 420 НК РФ).
Расчетным периодом признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).
Абзацами вторым, третьим подпункта 1 пункта 1 ст. 430 НК РФ в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений, установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (арбитражные управляющие в том числе), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное в размере, который определяется в следующем порядке:
- если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
- если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (п. 2 ст. 430 НК РФ).
До 31.12.2017 арбитражные управляющие, занимающиеся частной практикой оценщики, патентные поверенные, медиаторы должны уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2017 год в фиксированном размере, в сумме 23 400 руб. и 4 590 руб. соответственно.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2 ст. 432 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ недоимка – это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.01. 2017 года, предусматривалось, что арбитражные управляющие подлежали регистрации в территориальных органах страховщика по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя.
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей - не позднее одного года со дня выявления недоимки (п.1 ст. 70 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Кириллов В.Ю. зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего с 30.03.2016 по 12.08.2020, с 30.10.2020 по настоящее время в Крымском союзе профессиональных арбитражных управляющих «ЭКСПЕРТ», самостоятельно он не исчислил и не произвел уплату страховых взносов за 2017-2019 гг.
Согласно учетным данным налогоплательщика Кириллов В.Ю. числится по адресу г<адрес> т.е. числится на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения в части регистрации в качестве страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации арбитражных управляющих, осуществляющих регулируемую Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Так, согласно статьям 6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции, действующей с 01.01.2015, страхователем по обязательному пенсионному страхованию являются непосредственно сами арбитражные управляющие, при этом регистрация страхователей является обязательной.
Таким образом, на Кириллова В.Ю. как на арбитражного управляющего с 01.01.2015 г. по 01.01.2017 г. распространялась обязанности по самостоятельной регистрации в соответствующих территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом факт неосуществления в соответствующий период самой деятельности как арбитражного управляющего, не освобождал от обязанности оплачивать страховые взносы в фиксированном размере.
Кроме того, пунктом 4.1 ст. 85 НК РФ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган но месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Из вышеизложенного следует, что Росреестр ежемесячно (не позднее 10-го числа каждого месяца) представляет в налоговые органы для целей учета налогоплательщиков и осуществления в отношении них налогового контроля сведения об арбитражных управляющих - членах саморегулируемых организаций, как в отношении внесенных в сводные реестры членов, саморегулируемых организаций, так и в отношении арбитражных управляющих, исключенных из таких реестров.
В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Таким образом по общему правилу, получение налоговым органом сведений об арбитражном управляющем из Росреестра является датой выявления недоимки.
По обстоятельствам настоящего дела с момента выявления недоимки (09.09.2020 г.) налоговым органом требование о ее уплате направлено административному ответчику с соблюдением положений статьи 70 НК РФ.
При этом судебная коллегия отмечает, что данный срок не пропущен и в случае его исчисления с 27.04.2020 г. – даты получения административным истцом налоговой декларации за 2019 год.
Так, согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск же налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Как видно из дела налоговым органом в адрес административного ответчика направлено два требования: № 60291 от 29.09.2020 г. со сроком исполнения 05.01.2021 (л.д.17): № 60542 от 05.10.2020 г. - до 28.12.2020 г. (л.д.19). По первому требованию срок исполнения составлял 99 дней, по второму – 85 дней.
Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по требованию № 60291 истекал 30.04.2021 г., из расчета: 27.04.2020 г. + 3 месяца + 99 дней + 6 месяцев; по требованию № 60542 – 16.04.2021 г., из расчета: 27.04.2020 г. + 3 месяца + 85 дней + 6 месяцев.
Учитывая, что по настоящему делу судебный приказ был вынесен 08.04.2021 г., т.е. до истечения срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, а административный иск предъявлен и поступил суд до истечения 6 месяцев с момента отмены судебного приказа (20.04.2021 г.), доводы о пропуске срока для взыскания заявленной недоимки судебная коллегия отклоняет.
Довод административного ответчика об отсутствии доступа к личному кабинету опровергается представленными налоговым органом доказательствами, из которых следует, что Кириллов В.Ю. является авторизированным пользователем личного кабинета налогоплательщика.
Учитывая, что отнесение поступивших от ответчика 30.12.2021 г. сумм в счет погашения задолженности по страховым взносам за 2017-2018 гг., произведено налоговым органом после вынесения оспариваемого судебного акта, а размер задолженности как требование при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административным истцом не уменьшался (произведен лишь расчет того, как именно поступившие средства учтены в прежней задолженности), вопрос определения окончательной суммы задолженности и выдачи исполнительного листа может быть разрешён в порядке, предусмотренном главой 38 КАС РФ.
Иные доводы жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 24.09.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу на него – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 04.03.2022 г.