Судья: Картунова Л.К. Гр. дело № 33 -1011
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 февраля 2014 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Салдушкиной С.А.
судей: Лазарева Н.А., Самчелеевой И.А.
при секретаре: Крайковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.о. Самары на решение Советского районного суда г. Самары от 26 ноября 2013 года, которым постановлено:
«Обязать Администрацию г.о. Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п.п. З.1., 3.2., З.9., 4.25., 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п.5.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и профессионального образования» в МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара.
Обязать Администрацию г.о. Самара и МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара, а именно:
-обеспечить ограждение участка со всех сторон в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-оборудовать освещение всего участка в соответствии с требованиями п.3.9. СанПиН
2.4.2.2821-10;
-оборудовать кабины в туалетах для мальчиков и девочек дверями в соответствии с требованиями п.4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10;
-выделить на земельном участке следующие зоны: учебно-опытную, оборудовать зону отдыха в соответствии с требованиями п.3.2. СанПиН 2.4.2.2821-10;
-спилить деревья, высаженные на расстоянии менее 15 метров от здания в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10;
-оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды в соответствии с требованиями п.5.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и профессионального образования»».
Заслушав доклад судьи Самарского суда Салдушкиной С.А., объяснения директора МБОУ лицея «Престиж» г.о. Самары – Косарева В.В., возражения на жалобу представителя Управления Роспотребнадзора по Самаркой области – Борисова М.В. по доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Самарской области в интересах учащихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения лицея «Престиж» г.о. Самара обратилось в суд с иском к администрации г.о. Самара, МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование иска указало, что в ДД.ММ.ГГГГ Управлением была проведена проверка выполнения ранее выданных МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара предписаний об устранении нарушений санитарных правил.
В результате проведенных мероприятий установлено, что в лицее нарушены требования действующих санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: не обеспечено ограждение участка со всех сторон; не оборудовано освещение всего участка; не оборудованы кабины в туалетах для мальчиков и девочек дверями; не оборудованы умывальными раковинами учебные кабинеты; на участке не выделены следующие зоны: учебно-опытная, зона отдыха; не спилены деревья, высаженные на расстоянии менее 15 м от здания; СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и профессионального образования»: не оборудована двухсекционная ванна для мытья кухонной посуды.
Уставом МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара предусмотрено, что учредителем лицея является муниципальное образование г.о. Самара.
Функции и полномочия учредителя лицея осуществляет администрация г.о. Самара, которая осуществляет финансовое обеспечение в виде субсидий из бюджета г.о. Самара.
Нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в лицее носят длительный характер, не устранены до настоящего времени, что свидетельствует о нарушении администрацией г.о. Самара действующего законодательства РФ, а именно не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологической безопасности в учреждении. Фактическое бездействие администрации г.о. Самара в отношении своевременного финансирования МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Роспотребнадзора по Самарской области просило возложить на администрацию г.о. Самара обязанность осуществить финансовое обеспечение для устранения нарушений требований п.п. 3.1., 3.2., 3.9., 4.25., 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п.5.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и профессионального образования» в МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара, обязать администрацию г.о. Самара и МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара, а именно:
-обеспечить ограждение участка со всех сторон в соответствии с требованиями п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-оборудовать освещение всего участка в соответствии с требованиями п.3.9. СанПиН у 2.4.2.2821-10;
-оборудовать кабины в туалетах для мальчиков и девочек дверями в соответствии с требованиями п.4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10;
-выделить на земельном участке следующие зоны: учебно-опытную, оборудовать зону отдыха в соответствии с требованиями п.3.2. СанПиН 2.4.2.2821-10;
-спилить деревья, высаженные на расстоянии менее 15 метров от здания в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10;
-оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды в соответствии с требованиями п.5.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и профессионального образования».Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Самары просит решение суда отменить, вынести новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, который находится в компетенции Думы г.о. Самары.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжений Управления Роспотребнадзора по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес>, истцом была проведена проверка с целью обеспечения соблюдения в учебном заведении обязательных для исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Как следует из актов проверки, в ходе проведенных проверок выявлено невыполнение ответчиками выданных ранее предписаний.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской федерации» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Согласно ст. 16 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение исполнения бюджета городского округа и контроль за исполнением указанного бюджета. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В силу п. 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержаний зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01,1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно Уставу МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара п.1.8 лицей является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г.о. Самара в сфере образования. Учредителем является муниципальное образование городской округ Самара.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Суд обоснованно указал, что порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Кроме того, отсутствие в бюджете городского округа Самара денежных средств также не освобождает администрацию г.о. Самара от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Также данное обстоятельство не освобождает администрацию г.о. Самара как собственника и учредителя МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара от исполнения обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников данного Учреждения.
Таким образом, учитывая, что ответчиком не проводится своевременное финансирование МБОУ лицей «Престиж», в результате чего надлежащим образом не исполняются требования законодательства РФ в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования Управления Роспотребнадзора в интересах учащихся лицея подлежат удовлетворению.
Доводы представителя МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара о том, что имеющиеся в МБОУ лицей «Престиж» г.о. Самара нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длящийся характер, в связи с чем обращение в суд с данным иском является преждевременным, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку ответчику неоднократно выдавались предписания об устранении указанных нарушений, которые не были устранены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, который находится в компетенции Думы г.о. Самары, судебной коллегией не принимаются во внимании по изложенным выше мотивам.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.о. Самары - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течении шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий –
Судьи -