Дело ***
РЕШЕНИЕ
10 августа 2023 года АДРЕС ИЗЪЯТ
Судья Омутнинского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ Лусникова О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кондратьева Т.М. на постановление государственного инспектора АДРЕС ИЗЪЯТ по пожарному надзору Левановой А.М. *** от ДАТА ИЗЪЯТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Кондратьева Т.М.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора АДРЕС ИЗЪЯТ по пожарному надзору *** от ДАТА ИЗЪЯТА Кондратьева Т.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Указано, что ДАТА ИЗЪЯТА в 15.07 час. по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, садовое общество «Каменка», участок *** Кондратьева Т.М., являясь собственником садового участка и садового дома по вышеуказанному адресу, допустила разведение костра на территории своего садового участка, чем нарушила требования ст.30 Федерального закона *** от ДАТА ИЗЪЯТА «О пожарной безопасности», п.65, 66, 185, п.2 приложения *** Постановления Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТА *** «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; п.2 Постановления АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА ***-П «Об установлении особого противопожарного режима на территории АДРЕС ИЗЪЯТ».
В жалобе, поданной в Омутнинский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ, Кондратьева Т.М. просит об отмене вынесенного в отношении нее постановления. Просит прекратить производство по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, указав, что сжигание незначительного количества мусора (ветки смородины) происходило в 15 метрах от строений в центре земельного участка, территория вокруг места сжигания мусора не имела сухой травы, горючих материалов, сухостойных деревьев, а также находилось в более 100 метров от хвойного и лиственного леса. Место, где находился мусор, было обеспечено первичными средствами пожаротушения (водой и садовыми инструментами) для локализации и ликвидации горения. Правонарушение не повлекло каких – либо последствий, не создавало угрозы объектам животного и растительного мира, вследствие чего может быть признано малозначительным.
В судебном заседании Кондратьева Т.М. поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснив, полагала, что мае 2023 особый противопожарный режим уже был отменен, в момент обнаружения сжигание веток только начиналось, костер не разгорелся, был только дым, впоследствии костер был потушен, каких – либо последствий не наступило.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Леванова А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить постановление по делу об административном правонарушении от ДАТА ИЗЪЯТА без изменения, жалобу – без удовлетворения, указав, что место для разжигания костра не было оборудовано, костер был организован на расстоянии менее 15 метров от садового домика, на грядках имелся деревянный настил, от костра могло произойти возгорание. Разведение костра было допущено в период действия особого противопожарного режима на территории АДРЕС ИЗЪЯТ.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, Кондратьева Т.М., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Леванову А.М., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от ДАТА ИЗЪЯТА №69-ФЗ), требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Постановлением АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА ***-П «Об установлении особого противопожарного режима на территории АДРЕС ИЗЪЯТ» с ДАТА ИЗЪЯТА на всей территории АДРЕС ИЗЪЯТ был установлен особый противопожарный режим.
Указанным постановлением установлены дополнительные требования пожарной безопасности, а именно, запретить использование открытого огня, сжигание мусора и сухой травы, разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения (за исключением сжигания в установленном порядке биологических отходов), а так же стоянка и ночлег туристических групп вне специально отведенных мест; использование мангалов и иных приспособлений для приготовления пищи с помощью открытого огня (за исключением мангалов и иных приспособлений, находящихся и эксплуатирующихся на территориях объектов общественного питания).
В соответствии с п.65 Постановления Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТА *** «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ» запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.
Согласно ст.66 указанного постановления на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия.
В соответствии с п.185 Постановления Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТА *** запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.
Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов могут проводиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных в порядке согласно приложению ***.
В соответствии с п.2 приложения *** указанного постановления Правительства РФ Использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:
а) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра;
б) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев. При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек;
в) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра;
г) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДАТА ИЗЪЯТА в 15.07 час. по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, садовое общество «Каменка», участок *** Кондратьева Т.М., являясь собственником садового участка и садового дома по вышеуказанному адресу, допустила разведение костра на территории своего садового участка, чем нарушила требования ст.30 Федерального закона *** от ДАТА ИЗЪЯТА «О пожарной безопасности», п.65, 66, 185, п.2 приложения *** Постановления Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТА *** «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; п.2 Постановления АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА ***-П «Об установлении особого противопожарного режима на территории АДРЕС ИЗЪЯТ».
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Кондратьева Т.М. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица от ДАТА ИЗЪЯТА Кондратьева Т.М. привлечена к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Все представленные доказательства проверены должностным лицом административного органа в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка.
Действия Кондратьева Т.М. квалифицированы по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Кондратьева Т.М. в пределах санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела определен минимальный размер административного штрафа.
Оснований для признания совершенного Кондратьева Т.М. правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, учитывая, что нарушение допущено в области пожарной безопасности, затрагивает отношения защиты жизни людей и сохранности имущества, в связи с чем представляет повышенную степень общественной опасности, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не находит.
Рассматривая доводы жалобы, суд полагает, что прекращение по малозначительности дел об административных правонарушениях (ст.2.9 КоАП РФ), предусмотренных частями 1,2 и 3 ст.20.4 КоАП РФ, недопустимо, поскольку они имеют формальный состав, который не предполагает наступления фактического ущерба. Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение вреда.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Кондратьева Т.М. правонарушения судом не установлено, и содержащиеся в жалобе доводы по существу не опровергают установленные по делу обстоятельства, а лишь свидетельствуют о несогласии правонарушителя с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, направлены на переоценку доказательств по делу, не ставят под сомнение его законность и обоснованность, не опровергают наличие в деянии Кондратьева Т.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ.
Доводы о том, что заявитель жалобы не знала о введении особого противопожарного режима на территории АДРЕС ИЗЪЯТ, не снимает с Кондратьева Т.М. ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку незнание требований действующего законодательства или неисполнение требований действующего законодательства лицом не освобождает его от административной ответственности.
Постановление о привлечении Кондратьева Т.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 КоАП РФ могут повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.
Вместе с тем, в соответствии с п.2.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
Согласно п. 2.3. ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, наличие сведений о добровольном устранении последствий правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, а именно, совершение правонарушения впервые, с учетом положений п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить назначенное Кондратьева Т.М. наказание в виде штрафа до пяти рублей, что будет соответствовать предусмотренным законом целям административного наказания.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора АДРЕС ИЗЪЯТ по пожарному надзору Левановой А.М. *** от ДАТА ИЗЪЯТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Кондратьева Т.М. изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до пяти тысяч рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в десятидневный срок со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Омутнинский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.
Судья О.Л.Лусникова