Дело № 2а-3436/2021
25RS0010-01-2021-005590-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2021года г. Находка Приморского края
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2021 года (в порядке части 2 статьи 92, статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Алексеева Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Адамовой Е. А., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению ФИО35 к Территориальной избирательной комиссии города Находки, Думе Находкинского городского округа о признании незаконными решений об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Находкинском городском округе,
при участии в судебном заседании:
от прокурора – явка не обеспечена,
от административных истцов – не явились, явка представителя не обеспечена,
от административного ответчика Думы Находкинского городского округа – Баринова А. В. (служебное удостоверение, доверенность), Бибиковой Е. Е. (служебное удостоверение, доверенность),
от Территориальной избирательной комиссии города Находки Мельник Т.Д. (служебное удостоверение, решение о назначении),
УСТАНОВИЛ:
Лобачева Е. В.,, Турская Т. М., Пак О. А., Баштанар Н. И., Малиш И. Я., Кругликов С. А., Сериков С. М., Казарин А. С., Иншина А. В., Кривоножко Г. Д., Парыгина Т. А., Юрченко Л. Л., Симакина А. Г., Кононенко И. П., Симакин М. И., Рябчикова А. В., Дуброва Н. В., Украинец Л. Н., Кривоножко А. В., Коврига Е. И., Шонгина Е. Н. обратились в суд с коллективным административным иском к Территориальной избирательной комиссии города Находки, Думе Находкинского городского округа о признании незаконными решений об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Находкинском городском округе по вопросам отмены статуса территории опережающего социально-экономического развития, производства химических веществ на территории Находкинского городского округа. В обоснование иска указано на то, что решениями Территориальной избирательной комиссии города Находки от04июня 2021 года № 35/9, № 36/9 заявителям отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Находкинском городском округе по вопросам: «Вы за отмену статуса «Территории опережающего социально-экономического развития» для территории земель Находкинского городского округа?», «Вы против производства метанола, аммиака, формальдегида, карбамида на территории земель Находкинского городского округа?». Решения Территориальной избирательной комиссии города Находки основаны на решениях Думы Находкинского городского округа от26мая 2021 года № 870, № 871, которыми указанные вопросы, предложенные к вынесению на местный референдум, признаны несоответствующими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации», а также статьи 7 Закона Приморского края 05 января 2004 года № 97-ФЗ «О местном референдуме в Приморском крае».
Со ссылкой на несоответствие решений действующему законодательству, а также нарушение ими прав и законных интересов инициативной группы и всех жителей Находкинского городского округа, административные истцы просят признать решения незаконными, обязать Территориальную избирательную комиссию города Находки произвести регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума в Находкинском городском округе по вопросам: «Вы за отмену статуса «Территории опережающего социально-экономического развития» для территории земель Находкинского городского округа?», «Вы против производства метанола, аммиака, формальдегида, карбамида на территории земель Находкинского городского округа?».
Лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, а также сами лица, являющиеся членами группы лиц, в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов которых подано коллективное административное исковое заявление, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), с учётом правовой позиции, изложенной в абзаце третьем пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от27сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Представители Думы Находкинского городского округа в судебном заседании против удовлетворения иска возражали со ссылкой на пропуск срока для обращения в суд.
Председатель Территориальной избирательной комиссии города Находки также возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на законность принятых решений и пропуск срока для обращения в суд.
В порядке части 3 статьи 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения дела извещался прокурор города Находки, который в судебное заседание не явился.
По правилам статьи 150, части 3 статьи 243 КАС РФ, принимая во внимание характер спорных отношений, а также требования части 3 статьи 241 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
В силу статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек – для выдвижения инициативы проведения местного референдума (часть 1). Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002года №67-ФЗ).
При этом частью 6 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Срок проверки не может превышать 20дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Судом установлено, что 30 апреля 2021 года в Территориальную избирательную комиссию города Находки поступили ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Находкинском городском округе. На местный референдум предлагалось вынести вопросы в следующей формулировке: «Вы за отмену статуса «Территории опережающего социально-экономического развития» для территории земель Находкинского городского округа?», «Вы против производства метанола, аммиака, формальдегида, карбамида на территории земель Находкинского городского округа?».
Решениями Думы Находкинского городского округа от 26 мая 2021 года №870 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Приморского края от 05.01.2004 № 97-КЗ «О местном референдуме в Приморском крае», от26мая 2021 года № 871 ««О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Приморского края от 05.01.2004 № 97-КЗ «О местном референдуме в Приморском крае» вышеуказанные вопросы, предлагаемые для вынесения на местный референдум, признаны несоответствующими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Приморского края от 05 января 2004 года № 97-КЗ «О местном референдуме в Приморском крае».
В дальнейшем решениями Территориальной избирательной комиссии города Находки от 04 июня 2021 года № 35/9 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Находкинском городском округе», от 04 июня 2021 года № 36/9 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Находкинском городском округе» отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вышеуказанным вопроса.
Решения Думы Находкинского городского округа и Территориальной избирательной комиссии города Находки направлены лицам, уполномоченным действовать от имени инициативной группы по проведению местного референдума, размещены на официальных сайтах администрации Находкинского городского округа и Думы Находкинского городского округа. Помимо этого, на заседании Думы Находкинского городского округа от 26 мая 2021 года, на котором были приняты оспариваемые решения Думы Находкинского городского округа, присутствовал ряд членов группы лиц, в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов которых подано рассматриваемое коллективное административное исковое заявление.
Пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и её уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 КАС РФ установлено, что жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
В силу части 7 статьи 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 – 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Коллективное административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 07 октября 2021 года, то есть с пропуском установленного срока на его подачу.
Как установлено частью 8 статьи 240 КАС РФ, пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При указанных обстоятельствах в связи с пропуском срока обращения в суд оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180, 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Коллективное административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья Д. А. Алексеев