Решение по делу № 12-476/2020 от 21.09.2020

Дело № 12-476/2020

Решение

26 октября 2020 года                                                            г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Гурман З.В., рассмотрев жалобу Министерства социальной защиты населения на постановление начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ж. о привлечении к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ,

установила:

Постановлением начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ж. от 14 сентября 2020 г. Министерство социальной защиты населения РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

На указанное постановление Министерством социальной защиты населения РБ принесена жалоба, содержащая требования о его отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание представитель Министерства социальной защиты населения РБ не явился, в деле имеется заявление представителя Министерства Гармаевой О.Б. о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Начальник отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенов Ц.Б., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Гарантируя в статье 46 (часть 1) право каждого на судебную защиту его прав и свобод, Конституция Российской Федерации исходит из того, что исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и возлагает на государство обязанность по созданию работоспособных и эффективных организационно-правовых механизмов своевременного и полного исполнения судебных актов.

Конкретизируя эти конституционные начала правосудия, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права: в силу частей 1 и 2 его статьи 6 такие судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение постановления суда, как и иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Данные требования корреспондируют положениям ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения.

Особыми субъектами исполнения судебных решений являются государство и входящие в его состав публично-территориальные образования, которые призваны обеспечивать реализацию функций публичной власти в соответствующих территориальных пределах (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и в силу этого связаны необходимостью использования имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу об исполнении судебных решений по искам к казне Российской Федерации, вынесение подобных актов порождает коллизию между такими конституционными ценностями, как своевременность и полнота исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций, включая безусловное гарантирование конституционно-правового статуса личности, - с другой. Эта коллизия, исходя из необходимости обеспечения баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них, подлежит разрешению, в том числе, на основе закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с этим государству в процессе исполнения судебного решения, вынесенного по иску к Российской Федерации (как и по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета), во всяком случае должна быть обеспечена возможность принять организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур (решения и действия. которых стали причиной вынесения судебного решения) и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина (Определение Конституционного суда РФ от 01 октября 2009г. № 1312-О-О).

Как следует из постановления от 14 сентября 2020 года о привлечении к административной ответственности, Министерство социальной защиты населения РБ не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя от 15 июля 2020 года об исполнении решения о предоставлении Довгаль В.В. жилого помещения в течение 30 дней со дня поступления требования, в связи с чем, привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ.

Однако, по мнению суда, в действиях Министерства социальной защиты населения РБ отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Доводы постановления о доказанности вины последнего в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.

Ст. 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного    районного суда г. Улан-Удэ от 12 февраля 2019 г.. на Министерство социальной защиты населения РБ возложена обязанность обеспечить Довгаль В.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Улан-Удэ.

26 мая 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство № 11664/20/03030-ИП.

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается

невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Также ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

    На основании постановления Республики Бурятия от 14 марта 2014 г. № 107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017годы и на период до 2020 года)» исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот определено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Согласно Закона Республики Бурятия от 14 декабря 2019 г. № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Хуралом РБ 05 ноября 2019 г.) исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на Министерство социальной защиты населения РБ (ст. 11 данного закона).

18 декабря 2019 г. Министерством социальной защиты населения РБ заключено соглашение о представлении субсидий федерального бюджета бюджету РБ на предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, которым определена сумма федеральной субсидии в размере 236 184, 0 тыс. руб.

27 декабря 2019 г., 30 января 2020 г., 05 февраля 2020 г., 18 февраля 2020 г., 16 марта 2020 г., 03 июня 2020 г., 23 июня 2020 г., 30 июня 2020 г., 12 августа 2020 г. в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ направлялись сведения о потребности по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, 13 марта 2020 г. был согласован график приобретений жилых помещений, в настоящее время проводятся процедуры электронных аукционов приобретения жилых помещений для детей-сирот.

Таким образом, из материалов дела следует, что на момент исполнения решения суда у истца сформированный специализированный жилищный фонд отсутствовал, также не имелось достаточного финансирования с республиканского бюджета. В связи с чем, решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не

зависящим от должника, и вина Министерства социальной защиты населения РБ как должника в исполнительном производстве, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Довгаль отсутствует.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения РБ умышленного неисполнения решения суда, а, следовательно, и вины.

На основании изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

Постановление начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ж. от 14 сентября 2020 г. о привлечении Министерства социальной защиты населения РБ к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья                         З.В.Гурман

12-476/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Гурман Заряна Владимировна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
22.09.2020Материалы переданы в производство судье
24.09.2020Истребованы материалы
13.10.2020Поступили истребованные материалы
26.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее