
Р Е Ш Е Н И Е
п. Ильинский 22 апреля 2013 года
с участием помощника прокурора Ильинского района Трушкова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ильинского района в защиту интересов Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Сретенское ЖКХ» о признании незаконным бездействия по получению лицензии с целью добычи подземных вод,
Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Сретенское ЖКХ» о признании незаконным бездействия по получению лицензии и возложении на ответчика обязанности получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, указав следующее.
Прокуратурой Ильинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере недропользования. В ходе проверки был выявлен факт осуществления муниципальным унитарным предприятием «Сретенское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «Сретенское ЖКХ», Предприятие) пользования недрами с целью добычи подземных вод на территории Ильинского района Пермского края в отсутствие лицензии на данный вид недропользования в нарушение ст. 10.1, ст. 11, п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
МУП «Сретенское ЖКХ» своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в телефонограмме просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования признают.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Положения Водного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 8) относят к водным объектам в том числе подземные водные объекты, которые находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением ряда прямо предусмотренных случаев.
Нахождение содержащихся в недрах полезных ископаемых, энергетических и иных ресурсов в собственности Российской Федерации закреплено также статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах".
Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона РФ "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 года N 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.
Из положений статей 11, 12, 17.1 Закона "О недрах" и названных нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.
В силу Закона «О недрах» передача лицензии на пользование участком недр от одного юридического лица другому без соблюдения определенной законодательством процедуры не допускается.
Ответчик осуществляет свою деятельность в форме муниципального унитарного предприятия. В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Как установлено судом, ответчик осуществляет добычу подземных пресных вод посредством эксплуатации водозаборных башен на территории Сретенского сельского поселения без лицензии.
Отсутствие правоустанавливающих документов на скважины и соответствующие земельные участки не освобождает пользователя недр от необходимости получения лицензии.
В соответствии с пунктом 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утверждённого постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» Федеральное агентство по недропользованию осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами.
Из ответа Управления по недропользованию по Пермскому краю следует, что ответчик осуществляет добычу подземных вод без лицензии (л.д. 5).
Таким образом, факт незаконной добычи подземных пресных вод муниципальным унитарным предприятием «Сретенское ЖКХ», что не опровергается ответчиком, нашёл своё подтверждение в ходе судебного заседания.
Суд считает, что неконтролируемое использование скважин для добычи подземных вод может повлечь их загрязнение, заражение, создает предпосылки угрозы экологической безопасности населения. Тем самым нарушаются права граждан - неопределенного круга лиц, временно и (или) постоянно проживающих на территории Сретенского сельского поселения на благоприятную среду обитания, на защиту от негативного воздействия вызванного хозяйственной деятельностью, а также на охрану здоровья.
Несоблюдение норм действующего законодательства противоречит основным требованиям по рациональному использованию и охране недр.
Вышеназванное позволяет суду прийти к выводу о том, что бездействие муниципального унитарного предприятия «Сретенское ЖКХ» в сфере использования подземных вод в части не оформления лицензии на пользование подземными водами, создает предпосылки угрозы экологической безопасности населения, проживающего в границах поселения, и является незаконным.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государева, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Поскольку для исполнения решения суда ответчику потребуется изыскать денежные средства, провести определённую организационную работу, суд находит, что разумным и достаточным будет срок исполнения решения суда до 01 ноября 2013 года.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Удовлетворить требования прокурора Ильинского района.
Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Сретенское ЖКХ» по получению лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Сретенское ЖКХ» в срок до 01 ноября 2013 года получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Шляпина И.С.